График выхода журнала в 2024 году:
Март – Июнь – Сентябрь – Декабрь
Выход тематических но...
Введение. Тема исследования «Анализ методик прогнозирования развития системы подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена» посвящена важной теоретической и практической проблеме применимости результатов прогнозных исследований при принятии управленческих решений.
Цель. Рассмотреть процесс прогнозирования развития системы СПО и ПО во внеэкономическом контексте, выявить и уточнить комплекс не экономических, а организационно-педагогических параметров состояния указанной системы, как объектов прогнозирования.
Методы. Комплексный анализ процессов модернизации СПО и ПО проводился с применением различных форм статистического анализа, моделирования, анализа теоретических подходов, сравнительно-сопоставительного анализа.
Результаты. Определены девять основных параметров прогнозирования состояний системы профессионального образования и обучения в процессе модернизации: приоритеты в ценностно-целевых установках системы СПО и ПО; степень практико-ориентированности образовательной системы; вариативность образовательных программ и образовательного процесса; открытость образовательной системы профессиональной образовательной организации; качество образования; преобладающие способы работы с контингентом студентов; глубина цифровой трансформации образовательного процесса; уровень интеграции образовательной организации в социально-экономическую экосистему региона; успешность выпускников в профессиональной деятельности.
Научная новизна. Предложен комплекс неэкономических организационно-педагогических параметров состояния системы СПО и ПО как объектов прогнозирования.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что в практике управления появляется возможность оценивать воздействия модернизационных преобразований непосредственно на саму систему СПО и ПО, прогнозировать данные изменения, планировать конкретные управленческие решения в рамках данной системы.
Введение. Начавшаяся в системе среднего профессионального образования реализация федерального экспериментального проекта «Профессионалитет» сопровождается рядом изменений в процессе подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, необходимость которых обусловлена существенным сокращение сроков обучения и углубление содержательного взаимодействия образовательных организаций и предприятий. Успешность проекта во многом зависит от формирования содержания профессионального цикла образовательной программы, его структуры, а также педагогических условий реализации и своевременного обнаружения проблем, влияющих на его результативность.
Цель. Выявить проблемы разработки организационно-педагогических условий подготовки специалистов в колледже (техникуме) при переходе на образовательные программы в условиях профессионалитета.
Методы. Методологическую основу исследования составили системный, компетентностный, личностно-деятельностный и процессный подходы, позволившие выявить основные проблемы разработки организационно-педагогических условий реализации образовательных программ. Использованы такие методы исследования, как теоретический анализ научной литературы, анализ нормативных документов, регламентирующих подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, синтез полученной информации, индуктивный метод при изучении требований работодателя к выпускникам колледжей (техникумов).
Результаты. Проводимую в настоящее время модернизацию СПО, связанную с реализацией ФЭП «Профессионалитет» и направленную на повышение эффективности подготовки специалистов среднего звена, сопровождают проблемы отбора содержания дисциплин профессионального цикла и технологии его реализации. Уплотнение профессионального цикла, вызванное сокращением в образовательных программах времени на его реализацию, порождает проблемы, связанные с: 1) преобразованиями содержания подготовки по данному циклу, его структуры, а также обоснованием форм, методов и средств профессионального обучения; 2) стремлением к достижению соответствия между образовательными программами подготовки специалистов среднего звена и требованиями к ним рынка труда, изложенными в профессиональных стандартах, ЕТКС и должностных инструкциях; 3) отбором содержания дополнительного профессионального блока в профессиональном цикле сокращенных по срокам образовательных программ.
Научная новизна. Обоснована актуальная в социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом аспектах проблема выявления организационно-педагогических условий подготовки специалистов среднего звена при реализации дополнительного профессионального блока основных профессиональных образовательных программ в рамках проекта «Профессионалитет».
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы при составлении основных профессиональных образовательных программ подготовки специалистов среднего звена по обработке металлов давлением.
Введение. Статья посвящена анализу отечественных и зарубежных подходов к организации сопровождения профессионального развития педагогических работников посредством повышения уровня квалификации. Во главу угла данного процесса ставится подбор содержания программ повышения профессионального мастерства с учетом различных мониторинговых показателей, таких как образовательные потребности в повышении квалификации, качество образования обучающихся, профессиональная компетентность, выявление новых педагогических компетенций.
Цель. Выявить и обобщить на основе анализа отечественного и зарубежного опыта позитивные тенденции в организации профессионального развития педагогических кадров в процессе повышения квалификации.
Методы. Анализ научных источников, индексируемых международными и российскими базами данных, с глубиной поиска 28 лет, а также нормативно-правовых документов; педагогическое прогнозирование и моделирование.
Результаты. Определены принципы и условия организации повышения квалификации педагогов, а также направления развития непрерывного образования, нацеленного на профессиональное развитие педагогов. Сформулированы современные смыслы организации сопровождения профессионального развития педагогов профессионального образования.
Научная новизна. На основе обобщения опыта повышения квалификации педагогов профессионального образования, отраженного в публикация отечественных и зарубежного авторов, сформулированы актуальные направления организации сопровождения профессионального развития педагогов профессионального образования.
Практическая значимость. Приведенные в статье методы и формы повышения квалификации могут быть использованы в качестве основы для проектирования программ профессионального развития педагогов в рамках непрерывного образования.
Введение. В России планомерно ведется работа по совершенствованию образования, повышению уровня оплаты труда учителей, популяризации этой благородной и востребованной профессии. Тем не менее дефицит педагогических кадров отмечается не только в депрессивных регионах, и решение проблемы лежит не только в плоскости зарплаты и пиара.
Цель. Обоснование необходимости равновесного, экономического подхода к рациональному использованию ограниченных педагогических ресурсов.
Методы. В основе исследования – анализ данных территориальных органов Росстата по Астраханской области и Республике Калмыкия за 2021–2024 гг., федеральных баз вакансий и рекрутинговых агентств, региональных информационно-новостных ресурсов. В целях обоснования подходов для решения проблемы дефицита педагогических кадров использован метод экспертной оценки результатов интервьюирования широкого круга заинтересованных лиц: учителей, руководителей образовательных учреждений, родителей, преподавателей и студентов педагогических направлений вузов.
Результаты. Экспертные оценки подтверждают повышенный спрос на качественное образование, обусловленный создавшимся дефицитом. Согласно экономической теории причины отсутствия должного предложения тех, кто может работать учителем, – в поиске равновесной цены. Предложены варианты ее формирования.
Научная новизна. Достаточно смелые варианты устранения проблемы дефицита педагогических кадров обусловлены остротой проблемы, требующей волевых административных решений.
Практическая значимость. Предложенные в статье варианты административных решений применимы для различных уровней образования, включая систему подготовки педагогических кадров.
Введение. Нарастающий дефицит кадров на промышленных предприятиях требует пересмотра системы внутрифирменного обучения. В сложившихся условиях следует привлекать внутренние ресурсы – высококвалифицированных сотрудников, сочетающих богатый практический опыт и профессиональную грамотность, для которых преподавательская деятельность не является основной и регулярной. Однако готовить их к преподавательской деятельности по многочасовым программам дополнительного профессионально-педагогического образования нецелесообразно. Требуется технология краткосрочной подготовки за счет реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Цель. Обоснование эффективности технологии краткосрочной подготовки внутрифирменных преподавателей на промышленных предприятиях. Методы. В ходе эксперимента использовались методы педагогического наблюдения, беседы, анкетирования, статистического анализа данных.
Результаты. Данные, полученные в ходе апробации технологии краткосрочной подготовки внутрифирменных преподавателей, свидетельствуют об ее эффективности, а выделенные критерии уровней сформированности профессионально-педагогической компетенции, учитываемые при выстраивании индивидуальных образовательных траекторий, могут быть отнесены к научной новизне исследования.
Практическая значимость. Предложенная технология краткосрочной подготовки внутрифирменных преподавателей и их организационно-педагогическое сопровождение могут быть использованы предприятиями и организациями любой сферы.
Введение. Успешность социально-экономического развития страны и региона определяется кадровым потенциалом, на повышение которого работает в том числе система профессиональной ориентации. С 2018 года после акцентирования внимания президентом страны на этом сегменте общего образования наблюдаются существенные трансформации, требующие научного осмысления и анализа. Пятилетний срок является достаточным, чтобы оценить произошедшие изменения в подходах к профориентационной работе и наметить перспективы их дальнейшего развития.
Цель. Обосновать перспективность модели фонового профессионального самоопределения в профессионально-ориентированной образовательной среде.
Методы. В работе использовались методы ретроспективного анализа, теоретического моделирования, синтеза, обобщения и сравнения.
Результаты. Представлены тенденции и перспективы развития профессиональной ориентации школьников, в том числе в виде авторской модели фонового профессионального самоопределения в профессионально-ориентированной образовательной среде.
Научная новизна. Проведен анализ актуальных подходов и моделей профессиональной ориентации школьников в разрезе пятилетней ретроспективы. Предложена модель фонового профессионального самоопределения в профессионально-ориентированной образовательной среде.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы специалистами в области управления образованием при разработке комплексных региональных программ профессиональной ориентации в системе общего образования.
Введение. Профессиональная ориентация молодежи является одним из ключевых направлений деятельности в сфере образования, что обусловлено необходимостью решения важнейших социально-экономических задач. В этих условиях актуализируется деятельностный подход в профориентационной работе, когда в учебное заведение СПО приходит выпускник школы с осознанным выбором профессии.
Цель. Представить опыт профессионально-деятельностного подхода в профориентации, позволяющего выявить профессионально ориентированного абитуриента и, как следствие, повысить качество обучения в условиях ускоренной подготовки по программам профессионалитета.
Методы. Описание опыта сопровождается анализом результатов анкетирования школьников – участников экспериментального профориентационного проекта.
Результаты. Определены условия деятельностного подхода в профориентационной деятельности, обеспечивающего эффективность профориентации в целях обучения и повышении числа профессионально мотивированных выпускников, трудоустраивающихся и в дальнейшем работающих по освоенной профессии.
Научная новизна. Обосновано, что деятельностный подход, в отличие от традиционных, способствует более осознанному выбору будущей профессии, формированию и развитию профессионального самосознания.
Практическая значимость. Предложенные модель и дидактические условия деятельностной профориентации в условиях успешного социального партнерства могут быть использованы в образовательных учреждениях любого уровня и профиля.
Введение. Современный мир развивается в условиях глобальных трансформаций. На смену относительно недавно устоявшемуся восприятию мира, которое обозначалось акронимом VUCA и характеризовало его как изменчивый, неопределенный, сложный и неоднозначный, приходит мир BANI, в котором доминирует хрупкость, беспокойство, нелинейность и непостижимость. Такие характеристики рассматриваются как вызовы для отдельного индивидуума и общества в целом, при этом устойчивое развитие человека служит ответом на эти вызовы. В связи с этим в системе профессионального образования, которая сопряжена с требованиями рынке труда, происходит трансформация образовательных ориентиров. Все большую значимость приобретают soft skills, или «мягкие» навыки.
Цель. На основе анализа проблемных аспектов педагогического обеспечения, направленного на формирование soft skills, предложить диверсифицированные средства их развития.
Методы исследования включают теоретико-методологический анализ научных публикаций; анализ эмпирических данных, полученных в результате анкетирования преподавателей. Результаты. Выявлена высокая потребность в наличии «мягких» навыков у выпускников для их трудоустройства и профессионального успеха. Идентифицированы проблемные аспекты образовательного процесса, характерные при работе над развитием навыков, значимых для профессиональной карьеры, предложены стратегии их преодоления.
Научная новизна. Инновационным аспектом данного исследования является трансформация дидактических компонентов образовательного процесса с акцентом на использование актуализированных педагогических инструментов, стимулирующих формирование «мягких» навыков у студентов вузов в процессе изучения иностранного языка.
Практическая значимость. Предложенная схема целенаправленного использования диверсифицированных средств формирования «мягких» навыков позволит преподавателям оптимизировать образовательный процесс в соответствии с запросами работодателей.
Проблема «текучести» индустриальных кадров в конце 1940-х гг. имеет существенное значение для изучения выбора пути развития послевоенного советского общества, поэтому ее отдельные аспекты неоднократно привлекали внимание исследователей. Цель настоящей статьи – исследовать два варианта предложений по решению проблемы текучести кадров, исходивших от Министерства трудовых резервов СССР и Госплана. С использованием сравнительно-исторического и системного методов определены различия в подходах к ее решению, показано, что судьба проектов в значительной степени определялась тенденциями ситуативной борьбы в советском руководстве. Результаты исследования могут быть полезны в процессе изучения истории (в том числе истории профессионального образования) второй половины 1940-х гг.
В статье предпринята попытка исследовать эмпатическую компетентность студентов-психологов на разных этапах освоения профессии. Проведенный констатирующий эксперимент с применением психологического тестирования позволил установить, что студенты последнего года обучения имеют более сформированные эмпатические способности. При этом показатели студентов первого года обучения нельзя назвать низкими, так как они обладают важными структурными компонентами эмпатии (достаточно высокая развитость каналов эмпатии), что говорит об осознанном профессиональном выборе.