Главная / Статья
: № 2 2018

Профессиональные дефициты и затруднения у начинающих учителей начальных классов

Егоров .А.
В статье на основе анализа научных публикаций и нормативных правовых актов обсуждается проблематика квалификации начинающих учителей начальных классов. Обосновывается актуальность и важность проведения новых исследований профессиональных дефицитов и затруднений у начинающих учителей начальных классов с разным уровнем базового педагогического образования.
учитель начальных классов, квалификация, профессиональный стандарт, федеральный стандарт, ФГОС, профессиональное развитие, педагогическое образование, организационно-педагогические условия, непрерывное образование
Компетенции и квалификации
  • 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017) // Российская газета. — 2012. — № 303.
  • 2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 05.08.2016) // Российская газета. — 2013.– № 285.
  • 3. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» (в ред. от 31.05.2011) // Российская газета. — 2010. — № 237.
  • 4. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1353 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах» (в ред. от 25.03.2015) // Российская газета (специальный выпуск). — 2015. — № 13/1.
  • 5. Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201601140005.
  • 6. Приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 № 1457 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)» (в ред. от 20.04.2016) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201601220007.
  • 7. Приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 № 91 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201603090029.
  • 8. Андреева С. Ю., Бутенко А. В. Региональная модель введения профессионального стандарта педагога в Красноярском крае // Психолого-педагогические исследования. — 2016. — Т. 8. — № 2. — С. 56–64.
  • 9. Блинов В. И., Батрова О. Ф., Есенина Е. Ю., Факторович А. А. Современные подходы к оцениванию квалификаций // Высшее образование в России. — 2013. — № 5. — С. 100–106.
  • 10. Долгова Т. С. Учитель начальных классов в современной школе // Образование и наука в современных условиях. — 2015. — № 2. — С. 71–73.
  • 11. Егоров И. А. Профессиональный экзамен как инструмент формирования траектории совершенствования квалификации работника // Психолого-педагогические исследования. — 2017. — Т. 9.– № 3. — С. 149–155.
  • 12. Забродин Ю. М., Сергоманов П. А. Основные итоги апробации и первых этапов внедрения профессионального стандарта педагога // Психологическая наука и образование. — 2016. — Т. 21. — № 2. — С. 44–58.
  • 13. Ковалев В. П., Леснов А. А., Корочкова Н. Н. Работа администрации общеобразовательной школы по повышению профессиональной компетентности и формированию управленческой готовности учителя начальных классов в условиях введения ФГОС НОО // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3. — С. 40–47.
  • 14. Марголис А. А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. — 2014. — Т. 19. — № 3. — С. 41–57.
  • 15. Неустроева А. Н. Становление и развитие профессиональной подготовки учителя начальных классов в системе среднего педагогического образования в Якутии // Вестник Якутского государственного университета. — 2009. — Т. 6. — № 1. — С. 70–78.
  • 16. Педагогика: Учебник / под ред. Л. П. Крившенко. — М.: Проспект, 2009. — 432 с.
  • 17. Педагогика: Учебное пособие/ под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Высшее образование, 2008. — 430 с.
  • 18. Пешкова Н. А. Изучение уровня самомониторинга у учителей начальных классов с разным уровнем саморазвития // Развитие профессионализма. — 2016. — № 1. — С. 93–94.
  • 19. Профессиональная педагогика / под общ. ред. В. И. Блинова: учебное пособие для вузов: в 2 ч. — М.: Изд-во «Юрайт», 2017. — Ч. 1. — 374 с.
  • 20. Слинкин С. В., Феденко Н. С. Подготовка учителя младших классов в условиях развития российской системы уровневого педагогического образования // Вестник Тюменского государственного университета. — 2009. — № 5. — С. 42–49.
  • 21. Чипышева Л. Н. Проектирование программы самообразования учителя начальных классов в условиях введения профессионального стандарта педагога // Педагогический журнал. — 2016. — № 3. — С. 114–124.

Скачать


Professional Deficits and Difficulties for Beginning Primary School Teachers

Egorov i.A.
In the article, on the basis of the analysis of scientific publications and normative legal acts, the problems of qualification of primary school teachers are discussed. The author substantiates the relevance and importance of new research of professional deficits and difficulties in beginners in primary school with different levels of basic pedagogical education.
primary school teacher, qualification, professional standard, federal state educational standard, professional development, pedagogical education, organizational and pedagogical conditions, continuing education
Competence and qualifications