Главная / Страница статьи
: № 4 2019 : 10.24411/2307-4264-2019-10414

Концепция формирования функциональной грамотности студентов среднего профессионального образования

Блинов В.И. РЫКОВА Е.А. Сергеев И.С.
В статье представлены структурные и содержательные компоненты Концепции формирования функциональной грамотности студентов среднего профессионального образования с учетом федеральных образовательных стандартов среднего общего образования, федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и требований работодателей при подготовке квалифицированных рабочих кадров для передовых технологий. Концепция разработана в Научно-исследовательском центре профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС в соответствии с Государственным заданием на 2019 год по теме: «Анализ инновационных процессов развития системы среднего профессионального образования и профессионального обучения»
среднее профессиональное образование, функциональная грамотность, оценка образовательных достижений, общие компетенции, профессиональные компетенции, качество образования
Методология
  • 1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая2015 г. № 497 «Об утверждении Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.» [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180188/2914760a9fb16ee00146b08c29c054ca2a220 8a1/ (дата обращения — 08.11.2019).
  • 2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» 2018–2025 гг.». [Электронный ресурс] // Гарант.ру: информац.-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426/ (дата обращения — 08.11.2019).
  • 3. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г. [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/f09facf766fbeec182d89af 9e7628dab70844966/ (дата обращения — 08.11.2019).
  • 4. Приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_325095/ (дата обращения — 08.11.2019).
  • 5. Приказ Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70266852/ (дата обращения — 08.11.2019).
  • 6. Указ Президента Республики Казахстан от 30.01.2012 № 216 «Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 гг.». [Электронный ресурс] // UST. KZ. URL: https://ust.kz/word/formirovanie_fynkcionalnoi_gramotnosti_skolnikov_v_ysloviyah_srednego_obrazovaniya-7948.html (дата обращения — 08.11.2019).
  • 7. Бабушкина О. В. Формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы: теория и практика международных исследований // Электронное периодическое издание «Преемственность в образовании». — 2016. — № 10. URL: http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/year-2015/50-nomer-8-04-2015/946-formirovanie-funktsionalnojgramotnosti-obuchayushchikhsya-osnovnoj-shkoly-teoriya-praktikamezhdunarodnykh-issledovanij (дата обращения — 08.11.2019).
  • 8. Бершадская М. Б. Функциональная грамотность школьников и проблемы высшей школы // Отечественные записки. — 2012. — № 4 (49). — С. 122–130.
  • 9. Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. — 2007. —№ 5. — С. 140–144.
  • 10. Громова О. П. Развитие информационной грамотности учащихся в школьной и детской библиотеке // Библиотека в школе — Первое сентября. — 2006. — № 17. — С. 39–45.
  • 11. Итоги участия в международном исследовании PISA-2015 [Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: [сайт]. URL: http://obrnadzor.gov.ru/common/upload/RON_PISA_Kravtsov.pdf (дата обращения: 08.11.2019).
  • 12. Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. —С. 6–9.
  • 13. Ковалева Г. С., Красновский Э. А., Краснокутская Л. П., Краснянская К. А. Результаты международного сравнительного исследования PISA в России // Вопросы образования. — 2004. — № 1. — С. 114–156.
  • 14. Леонтьев А. А. От психологии чтения к психологии обучения чтению: материалы 5-й Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 26–28 марта 2001 г.) / под ред. И. В. Усачевой: в 2 ч. — Ч. 1. — М., 2002. — С. 5–8.
  • 15. Насколько компетентны сегодня взрослые россияне // Результаты «Программы международных компетенций взрослых в Российской Федерации (PIAAC)» / О. А. Подольский, Д. С. Попов, Е. Д. Рылько. — М.: НИУ ВШЭ, 2015. — 79 с.
  • 16. Новиков А. М. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. — 1996. — № 3. — С. 3–8
  • 17. Новиков А. М. Профессиональное образование России. Перспективы развития. — М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — 253 с.
  • 18. Отчет об исследовании профессиональных навыков взрослых [Электронный ресурс] // Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD). URL: https://www.oecd.org/skills/piaac/Brochure_Survey%20of%20Adult%20Skills_Russian.pdf (дата обращения — 08.11.2019).
  • 19. Современные исследования качества образования (международные, национальные, региональные) [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал КурсОбр. Качество. Управление. Развитие системы образования. URL: https://www.kursobr.ru/images/prezent. pdf (дата обращения — 08.11.2019).
  • 20. Сравнительный анализ результатов тестов PISA и TIMSS в России и странах Европы / Т. Е. Хавенсон, Ю. Д. Керша. — М.: НИУ ВШЭ, 2017. — 32 с. (Современная аналитика образования. № 1 (9)).
  • 21. Формирование системы профессиональных квалификаций. Словарно-справочное пособие. — М.: Перо, 2016. — 48 с.
  • 22. Фролова П. И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин: монография. — Омск: СибАДИ, 2012. — 196 с.

Скачать


The concept of the formation of functional literacy of students of secondary vocational education

Blinov V.I. RYKOVA E.A. Sergeev I.S.
The concept of the formation of functional literacy of students of secondary vocational education The article presents the structural and substantive components of the Concept of the formation of functional literacy of students of secondary vocational education, taking into account federal educational standards of secondary general education, federal state educational standards of secondary vocational education and the requirements of employers in the preparation of qualified workers for advanced technologies. The concept was developed at the Research Center for Vocational Education and Qualification Systems of the FIRO RANEPA in accordance with the State task for 2019 on the topic: «Analysis of innovative processes for the development of the system of secondary vocational education and vocational training».
vocational education, functional literacy, assessment of educational achievements, universal competence, professional competence, quality of education
Methodology