Главная / Страница статьи
: № 2 2020 : 10.24411/2307-4264-2020-10234

Наставничество как объект научных исследований

Осипов П.Н. Ирисметова И.И.
В статье на основе анализа научных исследований показана сущность наставничества как многообразного социального феномена. Рассмотрены характерные особенности наставничества по сравнению с другими формами подготовки рабочих кадров на производстве. Особое внимание авторов уделено тому, что сегодня наставничество становится объектом исследования различных наук — философии, истории, экономики, педагогики, психологии
наставник, наставничество, подготовка рабочих кадров, производственная педагогика, кадровая политика, непро- фессиональная педагогическая деятельность
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • 1. Антипин С. Г. Традиции наставничества в истории отечественного образования: дис. ... канд. пед. наук. — Нижний Новгород, 2011. — 170 с.
  • 2. Багдасарян А. А. Система развивающего взаимодействия «учитель — наставник — студент» как фактор профессионального становления будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук. — Сочи, 2006. — 250 с.
  • 3. Батышев А. С. Педагогическая система наставничества в трудовомколлективе. — М.: Высшая школа, 1985. — 272 с.
  • 4. Батышев С. Я. Основы педагогической деятельности наставника. —М.: Знание, 1977. — 64 с.
  • 5. Батышев С. Я. Производственная педагогика. — М.: Машиностроение, 1976. — 551 с.
  • 6. Бевз Е. В. Наставничество как условие профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования // Среднее профессиональное образование. — 2011. — № 9. — С. 8–10.
  • 7. Бердыклычева Н. М. Наставничество — фактор повышения трудовой и общественной активности рабочей молодежи: дис. … канд. филос.наук. — М., 1978. — 173 с.
  • 8. Гичан И. С. Психологический анализ наставничества и его роль в становлении выпускников школы: дис. … канд. психол. наук. — Киев,1977. — 158 с.
  • 9. Денисов Д. С. Подготовка квалифицированных кадров для инновационной экономии на базе корпоративных университетов: автореф. дис.… канд. экон. наук. — Саратов, 2011. — 23 с.
  • 10. Джиоева Ф. А. Формирование механизма наставничества для молодых специалистов в нефтегазовых компаниях: автореф. дис. ... канд.экон. наук. — М., 2014. — 25 с.
  • 11. Жеребцов С. М. Партийное руководство наставничества на предприятиях черной металлургии Урала в годы девятой и десятой пятилеток (1971–1980): автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Челябинск, 1989. — 23 с.
  • 12. Иванова И. И. Патриотическое движение наставничества и его роль в формировании у молодежи коммунистического отношения к труду: дис. … канд. ист. наук. — М., 1980. — 188 с.
  • 13. Иванова Л. Л. Наставничество на государственной гражданской службе: институциональный аспект // Государственное и муниципальное управления. Ученые записки СГАГС. — 2012. — № 4. — С. 130–138.
  • 14. Измаилов А. Е. Педагогические основы повышения эффективности воспитательных функций наставников: автореф. дис. … канд. пед.наук. — Алма-Ата, 1989. — 24 с.
  • 15. Кларин М. В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // Экономическая теория, анализ, практика. — 2016. — № 5. — С. 92–112.
  • 16. Клепов В. Н. Преемственность поколений рабочего класса в условиях развитого социализма: автореф. дис. … канд. филос. наук. — М.,1979. — 19 с.
  • 17. Колесниченко К. В. Профессионально важные качества личности наставника молодых специалистов: на примере педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — СПб., 2013. — 24 с.
  • 18. Красило Д. А. Ориентирующий образ наставника в процессе реального самоопределения: Период вхождения во взрослость: дис. … канд.психол. наук. — М., 2005. — 216 с.
  • 19. Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: дис. ... канд. пед. наук. — М., 2007. — 178 с.
  • 20. Лебедева Л. В. Наставничество как индивидуальная форма нравственного воспитания: дис. … канд. филос. наук. — Тюмень, 1985. — 186 с.
  • 21. Льюис Г. Менеджер-наставник. Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний. — М.: Амалфея, 1998. — 288 с.
  • 22. Любар А. А. Наставничество как важный фактор профориентационной работы школы и производства: автореф. дис. … канд. пед. наук. —Киев, 1977. — 23 с.
  • 23. Масалимова А. Р. Корпоративная подготовка специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности в условиях современного производства: дис. ... д-ра пед. наук. — Уфа, 2014. — 428 с.
  • 24. Плотников А. Н. Формирование профессионально-педагогической компетентности мастера-наставника в условиях курсовой подготовки: дис. ... канд. пед. наук. — Волгоград, 2006. — 185 с.
  • 25. Почебут Л. Г. Социально-психологические аспекты наставничества на производстве: автореф. дис. … канд. психол. наук. — Л., 1979. — 17 с.
  • 26. Реформы образования и конкурентоспособность специалиста:материалы интернет-конференции // Профессиональное образование. Столица. — 2010. — № 8. — С. 3–18.
  • 27. Семенова Л. В. Особенности педагогической деятельности наставника в условиях современного производства: автореф. дис. … канд. пед.наук. — М., 1979. — 23 с.
  • 28. Сидоров А. А. Наставничество как форма передачи социального опыта молодой смене рабочего класса в условиях развитого социализма: дис. … канд. филос. наук. — Красноярск, 1979. — 283 с.
  • 29. Силенок П. Ф. Оценочная деятельность наставника как форма педагогического руководства производственной адаптацией молодого рабочего: дис. … канд. психол. наук. — Л., 1986. — 209 с.
  • 30. Тетерук С. Ф. Наставничество — важный фактор развития социальной активности молодежи: автореф. дис. … канд. филос. наук. —Киев, 1976. — 19 с.
  • 31. Фаляхов И. И. Научно-методическое обеспечение подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей: дис. … канд.пед. наук. — Казань, 2018. — 180 с.
  • 32. Фомин Е. Н. Компетентностно-ориентированное наставничество студенческой молодежи на современном предприятии как ресурс качества профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. — М., 2013. — 190 с.
  • 33. Чарина Е. В. Отношения в системе «наставник — молодой специалист» в процессе профессионализации: дис. ... канд. психол. наук. — М.,2004. — 60 с.
  • 34. Черникова Е. А. Наставничество как средство сопровождения профессионально-личностного становления специалиста социальной службы: дис. … канд. пед. наук. — Волгоград, 2013. — 192 с.

Скачать


Mentoring as an Object of Scientific Research

Osipov P. Irismetova I.
Based on a large number of scientific studies the authors show the nature of mentoring as a diverse social phenomenon, which is not something new. At certain degree it has existed in all periods of development of our country. At the same time, two periods of scientists’ interest in the problem are distinguished: Soviet (70–90s) and Russian (2000s). The authors pay special attention to the fact that nowadays mentoring is an object of research of various sciences (philosophy, history, economics, pedagogy, psychology), each of them finds their own specific subject of scientific research.
mentor, mentoring, young employees (specialists),pedagogy, scientific research
THEORY AND PRACTIC OF VOCATIONAL EDUCATION AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT