Главная / Страница статьи
: № 2 2020 : 10.24411/2307-4264-2020-10235

Роль универсальной компетенции «системное и критическое мышление» в формировании профессионального мышления

Ронжина Н.В.
В статье представлен научный анализ содержания и сущности универсальной компетенции «системное и критическое мышление» согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС ВО 3++), установлена ее связь с формированием профессионального мышления выпускника вуза. Выявлен бинарный характер формирования профессионального мышления, происходящего на двух уровнях: инвари- антном и вариативном
компетенции, системное мышление, критическое мышление, профессиональное мышление, профессиональное образование, компетентно развитая личность, инвариантный уровень мышления, вариативный уровень мышления
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273?ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. — 2012. — 31 дек. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 28.02.2020).
  • 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 124 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)» [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo. ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440304_B_3_20032018.pdf (дата обращения: 28.02.2020).
  • 3. Арсеньев Ю. Н., Шелобаев С. И., Давыдова Т. Ю. Информационные системы и технологии. Экономика. Управление. Бизнес: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Юнити-дана, 2006. — 447 с.
  • 4. Баталов А. А. Профессиональное мышление: философские проблемы: автореф. дис. … д-ра филос. наук. — Свердловск, 1986. — 34 с.
  • 5. Косогова А. С., Калинина Н. В. Системное мышление как основакультуры трансляции способов профессиональной деятельности будущих педагогов // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2018. — № 8(197). — С. 135–139.
  • 6. Мироненко С. Н. Развитие логического мышления бакалавров профессионального обучения на основе проектирования системы дидактических задач // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2019. — № 5(92). — С. 219–229.
  • 7. Романцев Г. М., Ронжина Н. В. Профессиональное мышление как фактор развития профессионального образования на современном этапе // Педагогический журнал Башкортостана. — 2013. — № 3–4. — С. 72–79.
  • 8. Ронжина Н. В. Экономические законы общественного развития как детерминанты формирования компетентно развитой личности XXI века // Образование и наука. — 2013. — № 6. — С. 32–46.
  • 9. Ронжина Н. В. Теоретико-методологические основы профессиональной педагогики: дис. … д-ра пед. наук. — Екатеринбург, 2015. — 301 с. [Электронный ресурс] URL: http://ds.rsvpu.ru/sites/default/files/2015/12/ ronzhina_n.v._dissertaciya.pdf (дата обращения: 28.02.2020).
  • 10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2010. –713 с.
  • 11. Технологии развития критического мышления. Программа дисциплины. — Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2016. — 11 с.
  • 12. Урманцев Н. М. Нелинейное мышление как фактор модернизации современного образования // Российский электронный научный журнал. — 2013. — № 2. — С. 59–64.
  • 13. Фаткуллина Р. Б. Развитие критического мышления личности на основе информационных образовательных технологий // Педагогическое образование и наука. — 2010. — № 6. — С. 103–106.
  • 14. Ходос Е. А., Бутенко А. В. Критическое мышление: метод, теория, практика: учеб.-метод. пособие. — Красноярск, 2002. — 139 с.
  • 15. Шакирова Д. М. Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология // Образовательные технологии и общество. — 2006. — Т. 9. — № 4. — С. 284–292.

Скачать


Role of Universal Competency “Systemic and Critical Thinking” in Forming Professional Thinking

Ronzhina N.
The article presents a scientific analysis of the content and essence of the competency “Systemic and critical thinking” according to the Federal State Educational Standard, reveals a connection with the formation of professional thinking of a university graduate. The binary nature of the formation of professional thinking is revealed, that is, this process is presented at two levels: invariant (systemicity, criticality, consistent thinking) and variative (features and qualities of the profile professional thinking itself - medical, legal, etc.).
professional competencies, systemic thinking, critical thinking, professional thinking, professional education, competently developed personality, educational standard
THEORY AND PRACTIC OF VOCATIONAL EDUCATION AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT