Главная / Страница выпуска

№1 2014


Актуальные проблемы

C. 2-4

312

367

Осенью прошлого года мне удалось стать участником нескольких конференций различного уровня, где прямо или косвенно (как без этого!) обсуждались проблемы профессионального образования. Анализ их материалов, пленарные выступления, дискуссии на круглых столах, мой предыдущий опыт работы в российских вузах позволили сформулировать те проблемы (вызовы), которые в настоящее время стоят перед системой профессионального образования. Свои сугубо личностные и откровенно субъективные оценки я выношу на суд заинтересованных читателей в надежде пробудить дискуссию, услышать критику, понять свою неправоту или убедиться в правоте своих позиций.
Скачать Подробнее

Неформат

C. 6-7

293

317

Интервью с Константином Киселевым, уральским политологом, а теперь и активным политиком, мы открываем новую рубрику – «Неформат». В этой рубрике мы будем беседовать с известными людьми, чья деятельность непосредственно не связана с профессиональным образованием и чьи взгляды на обсуждаемые в журнале проблемы небесспорны, а порой явно противоречат общепринятым.
Скачать Подробнее

Аграрное образование

C. 8-11

341

324

По мнению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, несмотря на то, что через систему аграрного образования проходят тысячи человек, большинство из них «оседают на асфальте» – остаются в городе, вместо того, чтобы трудоустраиваться в сельской местности. Не является ли это замечание руководителя региона своеобразным «колумбовым яйцом» для недостаточно эффективной системы областного аграрного образования, которая сегодня заметно сдерживает развитие аграрного сектора экономики? Может, действительно будущих аграриев необходимо обучать в условиях, максимально приближенных к реальному агропромышленному производству…
Скачать Подробнее

Подготовка кадров для машиностроения и опк

C. 12-13

322

266

Характерными чертами последних 5 лет в работе ОПК стали кратно возрастающий объем производства, значительные изменения в номенклатуре изделий, их новизна и, конечно, создание научно-технического задела. В целом персонал оказался готовым к выполнению таких задач в быстроизменяющихся условиях, подтверждена жизнеспособность и эффективность методов подготовки кадров. Большинство производственных коллективов, НИИ и КБ определились с пониманием, как будет работать оборонно-промышленный комплекс в ближайшее время – до завершения государственной программы вооружений на 2011– 2020 годы. Пришла пора подумать о следующем периоде – до 2035 года. Уже сейчас надо приступать к созданию условий, способствующих развитию кадрового потенциала для решения новых, по всей вероятности, более сложных задач.
Скачать Подробнее

C. 14-15

350

340

В основу современных моделей образования положено свободное развитие личности, формирование способности к саморазвитию. В качестве одного из наиболее реальных средств воплощения идеи непрерывного образования в жизнь предлагается «периодически возобновляющееся образование» [1], или образование в течение всей жизни, которое может быть реализовано только в условиях многоуровневой системы образования, обладающей необходимой гибкостью формирования общекультурных и профессиональных компетенций специалистов с учетом меняющихся потребностей рыночной экономики.
Скачать Подробнее

C. 16-17

294

296

Работодатели пока не столкнулись вплотную со спецификой двухуровневой подготовки и соответственно с проблемами подготовки кадров для своих предприятий. Если предыдущая модель предусматривала одноступенчатую траекторию подготовки специалиста, то сейчас траектория усложняется, что дает как плюсы, так и минусы предприятиям.
Скачать Подробнее

C. 18-18

411

298

По данным Росстата уровень использования производственной мощности машиностроительных предприятий составляет в среднем 30 %. Одной из причин этого является недостаточный уровень компетентности рабочего персонала. Зачастую вновь приобретенное оборудование простаивает или приходит в негодность из-за непрофессионального обращения. Нередко возникают ситуации своего рода «кадровой монополии», когда работники, самостоятельно освоившие оборудование, всеми способами ограничивают к нему доступ коллег и не раскрывают «секретов мастерства».
Скачать Подробнее

Образование в уральском регионе

C. 19-19

305

352

Принятые в конце 2012 года Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и государственные программы: «Развитие образования» и «Развитие науки и технологий» обусловили логику деятельности Министерства образования и науки Челябинской области по развитию областной системы образования в целом и профессионального образования в частности в прошедшем 2013 году.
Скачать Подробнее

Модели взаимодействия

C. 23-23

379

303

Переходный период в экономике России, начавшийся в 90-е годы прошлого века, оказал негативное влияние на ранее крепкое сотрудничество предприятий и учреждений среднего профессионального образования. С одной стороны, произошла переориентация интересов молодежи на модные и престижные на тот момент профессии, не требующие обучения в специализированных образовательных учреждениях (менеджер по продажам, рекламный агент и т. п.). С другой стороны, кризис экономики, повлекший за собой развал промышленных предприятий страны, серьезно дискредитировал среднее профессиональное образование в глазах молодого поколения.
Скачать Подробнее

C. 24-25

295

327

Уральский радиотехнический колледж им. А. С. Попова реализует двенадцать специальностей по трем направлениям: «Электронная техника», «Информатика» и «Экономика и управление». Все направления неразрывно связаны с информационными технологиями. Общие слова и фразы – не всегда интересны, а главное, редко полезны, поэтому сразу перейдем к предмету нашей статьи – опыту нашего взаимодействия с бизнесом.
Скачать Подробнее

Компетенции и квалификации

C. 28-30

775

266

В соответствии с указом Президента России Владимира Путина «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7 мая 2012 года в России до 2015 года должны быть разработаны и утверждены не менее 800 профессиональных стандартов, приобретающих законодательный характер, одним из которых должен стать профессиональный стандарт педагога профессионального обучения.
Скачать Подробнее

C. 32-33

383

330

Профессионально-квалификационные характеристики, которыми должны обладать работники, являются одним из важнейших критериев эффективности функционирования предприятия. Неверно установленные характеристики могут негативно отразиться на хозяйственной деятельности. Для их определения необходим профессиональный стандарт.
Скачать Подробнее

C. 34-35

340

287

Изменения в социально-экономических условиях жизни общества и технико-технологическом базисе производства формируют новые требования к качеству рабочей силы, определяющему конкурентоспособность работника на рынке труда. Ведущее место среди них отводится профессиональным компетенциям.
Скачать Подробнее

Профориентация

C. 36-37

339

360

Традиционное понимание профессиональной ориентации как деятельности по оказанию помощи населению в выборе, подборе или перемене профессии с учетом индивидуальных интересов личности и потребности рынка труда утратило свое значение. Ее целевая ориентация – подготовка к выбору профессии в интересах экономики и государства также утратила свою актуальность. В постиндустриальном обществе акцент делается на профессиональное самоопределение, которое выступает основным механизмом профессионального развития человека.
Скачать Подробнее

Авторское право

C. 38-39

363

330

Возможен ли баланс между стремлением образовательного учреждения минимизировать затраты в условиях недостаточности финансовых ресурсов и необходимостью стимулировать эвристическое начало преподавателей, выплачивая авторское вознаграждение?
Скачать Подробнее