Наши новости


20.08.2021

Нейрообразование: теория и практика. Готовится к печати тематический номер

Тематический номер журнала, посвященный актуальным вопросам использования нейротехнологий в профессиональном образовании, выйдет в ноябре этого года. Научный редактор номера – член-корреспондент РАО, доктор психологических наук Эвальд Фридрихович Зеер.

В современном информационном обществе утверждается новая образовательная парадигма – нейрообразование. Термин ввел американский ученый Дж. О’Делл в 1981 г. Нейрообразование рассматривается как новый подход к исследованию проблем образования, отличающийся от предыдущих (таких как, например, когнитивный или бихевиористский) тем, что он анализирует процесс обучения на уровне мозга, используя методы визуализации (компьютерная томография, магнитоэнцефалография и др.). Нейрообразованию свойственны и прикладные функции: оно направлено не только на то, чтобы понять и объяснить функционирование мозга в процессе обучения, но и предложить педагогические методы и технические средства, совместимые с функциями мозга.

Наряду с термином «нейрообразование» в сферу образования вводятся ученые дисциплины: нейропсихология, нейропедагогика, нейродидактика, нейроинформатика и др. Эти научно-прикладные дисциплины основывались на достижениях нейронаук: нейробиологии, нейрофизиологии, нейротехнологии, исследующих функции головного мозга человека. Целевая ориентация интеграции нейронаук и образовательной практики – повышение эффективности обучения на основе учета когнитивных функций мозга и индивидуально-психологических особенностей обучающихся.

В начале XXI в. к реализации когнитивных возможностей мозга подключились учителя общеобразовательных школ и колледжей. В развитых странах Европы возникают творческие коллективы нейроисследователей по поиску эффективных нейрообразовательных технологий, основанных на использовании информационно-технических устройств, умножающих познавательные (когнитивные) возможности обучающихся.

Успешному внедрению нейрообразования в педагогическую практику способствовала цифровизация обучения и реализация технологии виртуальной реальности в учебной деятельности.

В настоящее время наблюдается актуализация нейрообразования, инициированная принятием Дорожной карты реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Нейронет».

Развитие нейрообразования обусловило интерес педагогов к повышению компетентности по когнитивным функциям мозга и нервной системы.

В общеобразовательной школе получила распространений нейрообразовательная технология «Конгифит» (CogniFit), ориентированная на активизацию познавательных способностей школьников, преодоление трудностей в учебе. Предлагаемая нейротехнология направлена в основном на развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Упражнения по тренировке когнитивных функций мозга доступны для детей и подростков. Использование нейрокогнитивных технологий в учебном процессе стимулирует: повышение обучаемости, интереса к развитию персонализированных результатов.

В профессиональной школе получает распространение инновационная образовательная технология – «педагогические мастерские», «виртуальные экскурсии», «ателье». Целевая ориентация этих нейротехнологий направлена на формирование hard- и soft skills (компетенций) на основе электронных устройств (девайсов) и специального оборудования. Смысловая установка этих нейротехнологий – создание зоны возможностей развития познавательных способностей обучающихся на основе учета их индивидуально-психологических особенностей.

Нейрообразование выступает теоретико-прикладным основанием проектирования персонализированных траекторий обучения в профессиональной школе.

Инновационный тренд нейрообразования обусловил необходимость обобщения опыта его внедрения в профессиональных образовательных организациях.

В тематическом номере будут представлены как теоретические, так и прикладные исследования, посвященные нейродиагностике, цифровым технологиям, виртуальным  мастерским, геймификации, другим  вопросам, связанным с использованием нейротехнологий в практике подготовки специалистов и оценки профессиональных компетенций.