ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РЫНОК ТРУДА
ISSN 2307-4264 (Print) ISSN 2712-9268 (Online)

Модели смешанного обучения в профессиональном образовании: типология, педагогическая эффективность, условия реализации


Пандемический период выявил многие органические недостатки дистанционного обучения, делающие его непригодным в качестве базовой формы обучения в профессиональном образовании. Наиболее перспективной формой организации образовательного процесса в условиях его цифровой трансформации видится смешанное обучение, предполагающее чередование онлайн (online) и очного (life) форматов обучения. В статье представлен подход к типологии моделей смешанного обучения, которые могут быть реализованы на различных уровнях: учебного плана, учебного предмета, раздела или темы (в рамках учебного предмета), учебного занятия, внеаудиторной технологии обучения. Дана научная характеристика девяти различным моделям смешанного обучения, которые могут быть использованы в профессиональном образовании (СПО, ДПО). Для каждой модели охарактеризованы организационно-педагогические и дидактические эффекты, определяющие ее назначение; условия педагогически эффективной реализации; ограничения и риски. Ряд моделей отнесен к категории актуальных, которые уже используются или могут быть использованы в современных условиях («Очная сессия», «Объяснительный класс», «Перевернутый класс», «Смешанный урок», «Смешанный проект / смешанное исследование»). Другие модели («Смешанный учебный план», «Смешанный ИУП», «Учебное меню», «Смешанный учебный предмет») могут быть эффективно реализованы в российских условиях в более или менее отдаленной перспективе. Их реализация требует совершенствования нормативно-правового и технического обеспечения, а также более высокой подготовленности педагогических кадров и студентов к работе в условиях онлайн-обучения. Рассмотрены проблемы выбора той или иной модели смешанного обучения и их возможных комбинаций в образовательном процессе. В основу articles положена совместная работа сети экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС по направлению «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения», интегрирующая научно-исследовательскую работу и опыт практиков.

Для цитирования:

Блинов В. И., Сергеев И. С. Модели смешанного обучения в профессиональном образовании: типология, педагогическая эффективность, условия реализации // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 1. С. 4–25. https://doi.org/10.24412/2307-4264-2021-01-04-25