Предмет. Готовность к профессиональному самоопределению школьников нередко остается за скобками как эмпирических исследований, так и профориентационной практики, несмотря на отмечаемую многими профориентологами актуальность темы. Своим исследованием авторы в определенной степени попытались восполнить пробел в знаниях.
Цель – осветить состояние проблемы профессионального самоопределения школьников 8–11 классов и предложить методические средства диагностики уровня готовности.
Методы. Данные для анализа получены в результате анкетирования, проведенного специалистами ЦТР «Гуманитарные технологии» в рамках программы «Всероссийская Профдиагностика» в 2018 году. Мероприятие включало в себя профориентационное тестирование школьников из 47 регионов РФ. В исследовании приняли участие 20 410 учащихся 8–11 классов.
Результаты. Анализ данных социологического исследования позволил определить и классифицировать сложности, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе профессионального самоопределения, а также выделить факторы, которые необходимо учитывать в профориентационной практике. Выявлено, что при оценке уровня подготовленности школьника к профессиональному самоопределению важно учитывать не только степень его готовности к принятию решения, но и широту его кругозора, уровень знаний о мире профессий в целом и системе образования в частности. Как итог, в статье представлена методика оценки готовности к профессиональному самоопределению, приводятся критерии оценки и структура значимых факторов.
Практическая значимость. Приведенные в статье методики и процедуры тестирования могут быть использованы при организации профориентационной работы в школе на этапе оценки готовности учащихся к профессиональному самоопределению