Предметом исследования является прогнозирование профессионального будущего обучающегося, под которым понимается технологическая цепочка взаимосвязанных элементов, представляющих целостный процесс, выстраиваемый в соответствии с поставленной целью и направленный на достижение результата. Прогнозировать будущее чрезвычайно важно, учитывая стремительные изменения, происходящие на рынке труда.
Цель. Разработка технологии прогнозирования профессионального будущего с целью снижения его неопределенности и построения стратегии профессионального самоопределения.
Методы. В статье представлены два новых подхода к проблеме прогнозирования профессионального будущего: процессуально-технологический (прогнозирование как технология) и персонализированный, основывающийся на самостоятельности и активности субъекта образовательной деятельности. Для определения возможностей обучения по индивидуальному учебному плану и его содержательного наполнения был изучен опыт ведущих университетов страны в области проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, проанализированы образовательные предложения от университетов, онлайн-курсы от Coursera и др. Для сбора данных использовались психодиагностические методики: проективная методика рисуночных метафор И. Л. Соломина «Мой жизненный путь» и технология личностно-ресурсного картирования.
Результаты. На основе проведенных исследований определено содержание этапов технологии прогнозирования. 1 этап, диагностический: диагностика навыков постановки целей и умения добиваться их достижения. 2 этап, проектировочный: анализ и разработка способов восполнения компетентностных дефицитов; разработка персонализированной образовательной траектории профессионального становления (результат 1) и траектории профессионального развития как перспективное и долговременное планирование профессиональной жизни при активном вхождении выпускника в профессиональную среду (результат 2). 3 этап, реализационный: поступательное продвижение по персонализированной образовательной траектории и представление результата собственной деятельности по освоению профессии. 4 этап, аналитический: оценка результатов личностной готовности обучающегося как субъекта профессиональной деятельности.
Практическая значимость. Материалы статьи могут быть использованы руководителями и преподавателями образовательных организаций различного уровня для реализации инновационных преобразований в процессе подготовки будущих профессионалов.