ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РЫНОК ТРУДА
ISSN 2307-4264 (Print) ISSN 2712-9268 (Online)

Влияние социокультурного уклада семьи на профессиональное самоопределение детей и подростков


Влияние родителей и других старших членов семьи — один из факторов, воздействующих на профессиональное самоопределение детей и молодежи. В то же время конкретные механизмы этого влияния остаются недостаточно изученными. В основу articles положена гипотеза, согласно которой определенному цивилизационному укладу (традиционному, индустриальному, постиндустриальному) может быть поставлена в соответствие стратегия участия старших членов семьи в процессе профессионализации ее младших членов. Представлены первоначальные результаты эмпирического исследования представителей родительской общественности; определены содержательные линии, по которым наблюдается единство, либо, наоборот, противоречие во взглядах респондентов на процесс профессионального самоопределения детей и роль родителей в этом процессе. Выявлено, что процесс постепенного принятия «постиндустриальной модели» профессионального самоопределения в российском обществе происходит на фоне нарастающих противоречий в отношении комплекса характеристик, присущих традиционному укладу. Респонденты значительно чаще рассматривают профессию в контексте ее значимости для человека, как основу индивидуального благополучия и средства самореализации, чем в контексте социального служения, что было характерно для традиционного уклада. Наиболее ярко принятие постиндустриальной модели профессионального самоопределения проявляется на уровне инструментальных признаков (непрерывность образования на протяжении всей жизни, высокая профессиональная и межпрофессиональная мобильность, полипрофессионализм как основа профессиональной успешности в современном мире и др.). Кроме того, выявлено изменение основной формы родительского доминирования в процессе профессионального самоопределения детей и подростков: прямое наследование профессий (трудовая династия) сменяется передачей опыта самоопределения от родителей к детям.

Для цитирования:

Сергеев И. С. Влияние социокультурного уклада семьи на профессиональное самоопределение детей и подростков // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 1. С. 115–130. https://doi.org/10.24412/2307- 4264-2021-01-115-130