ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РЫНОК ТРУДА
ISSN 2307-4264 (Print) ISSN 2712-9268 (Online)

Форсайт-компетенции в структуре soft-skills педагога среднего профессионального образования


Введение. Система профессионального образования, реагируя на социально-экономические и политические изменения, нуждается в изменении подходов к системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов со средним профессиональным образованием. Внедрение компетентностного подхода в образовательные общественные практики усиливает роль личности педагога и обучаемого, задавая вектор на развитие «гибких» надпрофессиональных навыков. 

Цель. Актуализировать компетентностную модель педагога профессионального обучения с учетом запроса современного рынка труда на выпускников СПО, обладающих сформированными гибкими компетенциями. 

Методы. Анализ научной литературы и нормативных документов по проблеме исследования дополнен эмпирическим исследованием (анкетированием) педагогов СПО Свердловской области. 

Результаты. Сопоставление требований федерального образовательного стандарта и специфики профессиональной деятельности позволило определить компетенции будущего педагога профессионального обучения, позволяющие гибко выстраивать траекторию профессионально-личностного саморазвития. 

Научная новизна. Обоснование необходимости включения форсайт-компетенций в компетентностную модель педагога профессионального обучения. 

Практическая значимость. Представленные в  исследовании данные и  выводы могут быть использованы при разработке основных и дополнительных образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов педагога профессионального обучения. 

Финансирование. Статья выполнена в  рамках государственного задания Министерства просвещения РФ «Система профессионального психологического отбора и прогноза профессионального развития педагогов СПО на основе концепции soft-компетенций» (прикладное исследование, № 073-00104-22-01).


Для цитирования:

Лебедева Е. В., Березина В. А. Форсайт-компетенции в структуре soft-skills педагога среднего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. Т. 10, № 4. С. 98–114. https://doi.org/10.52944/PORT.2022.51.4.008