ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РЫНОК ТРУДА
ISSN 2307-4264 (Print) ISSN 2712-9268 (Online)

Педагогические возможности ChatGPT для развития когнитивной активности студентов


Введение. В конце 2022 года академическое и педагогическое сообщество всего мира обеспокоил запуск ChatGPT — чат-бота с искусственным интеллектом и широкими возможностями автоматической генерации текста, которыми не преминули воспользоваться обучающиеся (студенты), причем не с самыми благими целями. Однако наряду с обеспокоенностью пришло понимание, что проблема педагогических возможностей ChatGPT для развития когнитивной активности студентов крайне актуальна и  требует тщательного изучения, а  использование искусственного интеллекта в образовании открывает множество перспектив. 

Цель. Исследование педагогических возможностей использования нейронных сетей (на примере ChatGPT) для развития когнитивной активности студентов высшей школы. 

Методы. Теоретические общелогические методы (анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция) и общенаучные методы эмпирического исследования (педагогическое наблюдение, описание, опрос). 

Результаты. В ходе исследования дано определение понятия «когнитивная активность». Выделены педагогические возможности ChatGPT для развития когнитивной активности, связанные с поиском, восприятием и переработкой информации: возможности развития критичности, креативности, познавательного интереса, мотивации к обучению, рефлексивности, отработки навыков при изучении отдельных дисциплин. Изучены преимущества и недостатки использования ChatGPT в образовательном процессе. 

Научная новизна. В  настоящее время многие исследования сфокусированы на применении нейронных сетей в различных областях, однако применение таких сетей в образовании является относительно новым направлением. Данная работа направлена на выявление новых подходов к обучению и развитию когнитивной активности студентов и на повышение эффективности обучения в целом. Практическая значимость. 

Результаты исследования могут быть использованы педагогами, разработчиками учебных программ и технологий для совершенствования методов обучения и воспитания, разработки новых моделей обучения с целью повышения качества образования и развития когнитивных навыков у студентов.


Для цитирования:

Гаркуша Н. С., Городова Ю. С. Педагогические возможности ChatGPT для развития когнитивной активности студентов // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. № 1. С. 6–23. https://doi.org/10.52944/PORT.2023.52.1.001