ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РЫНОК ТРУДА
ISSN 2307-4264 (Print) ISSN 2712-9268 (Online)

Готовность к профессиональному самоопределению у подростков – участников профессионально-ориентированных соревнований


Введение. От  обучающихся старших классов общество ждет готовности к  профессиональному самоопределению. На основе оценки данной готовности можно выделить разные группы, каждая из которых нуждается в специфической психолого-педагогической поддержке. 

Цель. Выявить отличия в  готовности к  профессиональному самоопределению у  финалистов профессионально ориентированных соревнований и  их сверстников, не участвующих в подобных соревнованиях. 

Методы. Применен количественный анализ данных компьютерного тестирования обучающихся, проведенного с использованием тестового комплекса «Профготовность» («Как я  выбираю профессию»), разработанного коллективом авторов ЦТР «Гуманитарные технологии». 

Результаты. Выявлено, что уровень психологической готовности к  профессиональному самоопределению у старших подростков, являющихся финалистами соревнований WorldSkills и  Национальной технологической олимпиады, по  многим показателям выше, чем у их сверстников, обучающихся 8–11-х классов, не принимавших участия в данных соревнованиях. 

Научная новизна. Обнаружено, что у  старших подростков–финалистов профессионально ориентированных соревнований по  сравнению с  их сверстниками, не  принимавшими участия в  подобных соревнованиях, более высокие показатели по шкалам самооценки и самостоятельности, они больше знают о профессиях и  российской системе образования, у  них меньше стереотипов и  заблуждений о выборе профессии, они сделали больше шагов на пути к профессиональному самоопределению. 

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть применены психологами, классными руководителями, тьюторами, преподавателями дополнительного образования в профориентационной, консультационной и просветительской работе с обучающимися и их родителями.


Для цитирования:

Кузнецов К. Г., Кувшинова О. Л., Жилинская А. В. Готовность к профессиональному самоопределению у подростков – участников профессионально-ориентированных соревнований // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. № 1. С. 45–60. https://doi.org/10.52944/PORT.2023.52.1.003