ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РЫНОК ТРУДА
ISSN 2307-4264 (Print) ISSN 2712-9268 (Online)

Результаты образовательной профориентации и их оценка: модель «Четыре цветные корзины»


Введение. Актуализация профориентационной проблематики неизбежно поднимает один из самых сложных и неоднозначных вопросов – оценка результатов профессиональной ориентации. Попытки решения этого вопроса представлены в научных публикациях, в материалах и выступлениях практиков, в региональных документах стратегического планирования. Однако построение адекватной (комплексной, действенной, реалистичной) системы оценки результатов профориентационной работы с обучающимися остается задачей, которая пока еще не решена на практике и недостаточно осмыслена в теоретических исследованиях. 

Цель. Поиск и обоснование методологических предпосылок, необходимых для проектирования системы оценки результатов образовательной профориентации. 

Методы. Использован широкий комплекс эмпирических и теоретических методов исследования, в том числе экспериментальная работа в рамках научно-методических площадок РАНХиГС в различных регионах Российской Федерации. 

Результаты. Представлена и научно обоснована авторская модель «четырех цветных корзин», позволяющая четко идентифицировать четыре типа образовательных результатов профессиональной ориентации: 1) «внешние условия» – показатели доступности и качества профориентационной среды; 2)  «внутренние (личностные) условия» – характеристики готовности обучающегося (выпускника) к профессиональному самоопределению; 3) «внешние результаты» – отсроченные образовательные и социально-экономические эффекты профориентационной работы; 4) «внутренние (личностные) результаты» – характеристики профессионального самоопределения обучающегося (выпускника) на том или ином его этапе. 

Научная новизна. Многообразие критериев и показателей результативности профориентационной работы, отражающие множество слабо отрефлексированных эмпирических подходов, систематизированы и представлены в форме четырехкомпонентной модели, существенно облегчающей дальнейшее научное осмысление проблемы. 

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы как для разработки эффективных моделей управления экосистемами образовательной профориентации различного уровня и масштаба (от регионального и отраслевого до локального), так и вариативных моделей самооценки результативности на уровне отдельного педагога-профориентатора.


Для цитирования:

Сергеев И. С. Результаты образовательной профориентации и их оценка: модель «Четыре цветные корзины» // Профессиональное образование и рынок труда. 2024. № 4. С. 6–28. https://doi.org/10.52944/PORT.2024.59.4.001