Введение. Стремительное развитие технологий генеративного искусственного интеллекта (ГИИ), предлагающих инновационные цифровые решения практически для всех сфер жизнедеятельности человека, трансформирует и образовательную среду. Массовое внедрение ГИИ в педагогическую практику сталкивается с рядом вызовов: недостаточная готовность педагогов к работе с названными сервисами, риски дегуманизации образовательного процесса, отсутствие четких этических ориентиров.
Цель. Изучить возможности интеграции сервисов на основе генеративного искусственного интеллекта в педагогическую деятельность и потребности педагогов в освоении ключевых направлений их применения, а также определить методологические подходы к проектированию содержания образовательных мероприятий для развития цифровых навыков педагогов.
Методы. Анализ научных источников, индексируемых международными и российскими базами данных; опрос (n=102); сравнительный и качественный анализ; педагогическое проектирование.
Результаты. С учетом результатов опроса педагогов представлены основные направления педагогической деятельности, для которых использование технологии ГИИ актуально и перспективно: подготовка учебно-методических материалов, персонализация обучения, проверка и оценка ученических работ, внеучебная деятельность.
Научная новизна – в обосновании применения методологических подходов к проектированию содержания образовательных мероприятий с использованием ГИИ, направленных на профессиональное развитие педагогов: аксиологический, прагматический и деятельностный.
Практическая значимость. На основе синергии методологических подходов представлено содержание курса повышения квалификации педагогов, нацеленного на освоение технологий генеративного искусственного интеллекта.