ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РЫНОК ТРУДА
ISSN 2307-4264 (Print) ISSN 2712-9268 (Online)

Готовы ли педагоги осваивать и применять технологии искусственного интеллекта?


Введение. Стремительное развитие технологий генеративного искусственного интеллекта (ГИИ), предлагающих инновационные цифровые решения практически для всех сфер жизнедеятельности человека, трансформирует и образовательную среду. Массовое внедрение ГИИ в педагогическую практику сталкивается с рядом вызовов: недостаточная готовность педагогов к работе с названными сервисами, риски дегуманизации образовательного процесса, отсутствие четких этических ориентиров. 

Цель. Изучить возможности интеграции сервисов на основе генеративного искусственного интеллекта в педагогическую деятельность и потребности педагогов в освоении ключевых направлений их применения, а также определить методологические подходы к проектированию содержания образовательных мероприятий для развития цифровых навыков педагогов. 

Методы. Анализ научных источников, индексируемых международными и российскими базами данных; опрос (n=102); сравнительный и качественный анализ; педагогическое проектирование. 

Результаты. С учетом результатов опроса педагогов представлены основные направления педагогической деятельности, для которых использование технологии ГИИ актуально и перспективно: подготовка учебно-методических материалов, персонализация обучения, проверка и оценка ученических работ, внеучебная деятельность. 

Научная новизна – в обосновании применения методологических подходов к проектированию содержания образовательных мероприятий с использованием ГИИ, направленных на профессиональное развитие педагогов: аксиологический, прагматический и деятельностный. 

Практическая значимость. На основе синергии методологических подходов представлено содержание курса повышения квалификации педагогов, нацеленного на освоение технологий генеративного искусственного интеллекта.


Для цитирования:

Коновалов А. А. Готовы ли педагоги осваивать и применять технологии искусственного интеллекта? // Профессиональное образование и рынок труда. 2025. № 2. С. 88–101. https://doi.org/10.52944/PORT.2025.61.2.006