Введение. Способность строить точные и достоверные прогнозы развития важна не только для социальных систем, но и для каждого индивида, который должен уметь предсказывать результаты своего образования, оценивать перспективы профессионального роста и последствия своих решений. Умение действовать с учетом будущих событий, анализируя их временные и пространственные параметры, – это ключевой навык, востребованный во всех сферах жизни. В связи с этим изучение уровня прогностических компетенций у студентов становится важной задачей высшего образования.
Цель. Теоретически обосновать, разработать и апробировать модель формирования прогностической компетентности у студентов в системе высшего образования.
Методы. В качестве основных методов использованы: анализ и интерпретация психолого-педагогической литературы по теме исследования, проектирование, моделирование, метод экспертных оценок, диагностические методики, методика сценарного прогнозирования.
Результаты. Конкретизировано понятие «прогностическая компетентность», определена ее структура и содержание; выявлен комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование прогностической компетентности; разработана и апробирована структурно-функциональная модель формирования прогностической компетентности.
Научная новизна исследования заключается в разработке и апробации структурно-функциональной модели формирования прогностической компетентности; выявлении комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих готовность студентов и преподавателей к переходу на новый формат обучения, к новым формам взаимодействия в процессе обучения.
Практическая значимость определяется возможностью использования результатов исследования в практике образовательных организаций высшего образования для разработки актуальных образовательных практик в новых условиях.