ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РЫНОК ТРУДА
ISSN 2307-4264 (Print) ISSN 2712-9268 (Online)

Формирование прогностической компетентности у студентов в системе высшего образования


Введение. Способность строить точные и  достоверные прогнозы развития важна не только для социальных систем, но и для каждого индивида, который должен уметь предсказывать результаты своего образования, оценивать перспективы профессионального роста и последствия своих решений. Умение действовать с учетом будущих событий, анализируя их временные и пространственные параметры, – это ключевой навык, востребованный во всех сферах жизни. В связи с этим изучение уровня прогностических компетенций у студентов становится важной задачей высшего образования. 

Цель. Теоретически обосновать, разработать и апробировать модель формирования прогностической компетентности у студентов в системе высшего образования. 

Методы. В  качестве основных методов использованы: анализ и  интерпретация психолого-педагогической литературы по  теме исследования, проектирование, моделирование, метод экспертных оценок, диагностические методики, методика сценарного прогнозирования. 

Результаты. Конкретизировано понятие «прогностическая компетентность», определена ее структура и содержание; выявлен комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование прогностической компетентности; разработана и  апробирована структурно-функциональная модель формирования прогностической компетентности. 

Научная новизна  исследования заключается в  разработке и  апробации структурно-функциональной модели формирования прогностической компетентности; выявлении комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих готовность студентов и  преподавателей к  переходу на  новый формат обучения, к новым формам взаимодействия в процессе обучения. 

Практическая значимость определяется возможностью использования результатов исследования в практике образовательных организаций высшего образования для разработки актуальных образовательных практик в новых условиях.


Для цитирования:

Кайгородова А. Е. Формирование прогностической компетентности у студентов в системе высшего образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2025. № 2. С. 102–113. https://doi.org/10.52944/PORT.2025.61.2.007