ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РЫНОК ТРУДА
ISSN 2307-4264 (Print) ISSN 2712-9268 (Online)

Генеративный искусственный интеллект: интеграция в вузах России и мира


Введение. Стремительное развитие генеративного искусственного интеллекта (ГенИИ) ставит перед системой высшего образования задачу его эффективной и  безопасной интеграции. Настоящая статья посвящена сравнительному анализу стратегий интеграции ГенИИ в  образовательную, научную и  административную деятельность университетов России и  ведущих зарубежных университетов США, стран Евросоюза и Китая. 

Цель. Выявить универсальные и  контекстно-зависимые факторы, определяющие стратегии интеграции ГенИИ. 

Методы. Исследование основано на сравнительном и контент-анализе 27 актуальных публикаций и  институциональных документов за  период 2023–2025 гг., отобранных из баз данных Scopus, Web of Science, РИНЦ, Google Scholar, КиберЛенинки, а также официальных документов и отчетов ведущих университетов мира. 

Результаты. Выявлены как универсальные факторы и барьеры интеграции ГенИИ (например, дефицит ИИ-компетенций, необходимость трансформации систем оценки, обеспечение академической честности), так и  существенные региональные различия в подходах к регулированию, развитию ИИ-грамотности, адаптации педагогических практик и этическому обеспечению. Установлено, что единого оптимального пути интеграции ГенИИ не существует, эффективность и безопасность стратегий во многом определяются национальным и институциональным контекстом, уровнем технологического развития и культурными особенностями. 

Научная новизна исследования заключается в комплексном сравнительном анализе стратегий интеграции ГенИИ в  различных региональных системах высшего образования, позволившем выявить как общие тенденции и барьеры, так и специфические национальные подходы к использованию и регулированию данной технологии. 

Практическая значимость. Результаты могут служить информационно-аналитической основой для разработки и корректировки национальных и институциональных стратегий внедрения ГенИИ в высшем образовании, а также для формирования подходов к международному сотрудничеству и обмену лучшими практиками в этой области.


Для цитирования:

Кобелев С. В., Отоцкий П. Л. Генеративный искусственный интеллект: интеграция в вузах России и мира // Профессиональное образование и рынок труда. 2025. № 3. С. 127–141. https://doi.org/10.52944/PORT.2025.62.3.009