ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РЫНОК ТРУДА
ISSN 2307-4264 (Print) ISSN 2712-9268 (Online)

Управление профессиональным образованием: исторический контекст, современные вызовы и перспективы развития


Введение. Экономический рост государства в немалой степени зависит от эффективности системы профессионального образования (ПО). Изменения в системе ПО чаще всего носят фрагментарный характер на основе не всегда актуальных данных ввиду отсутствия целостной системы управления, учитывающей все компоненты системы образования. Статья посвящена анализу теоретических представлений о  сущности управленческой деятельности в  целом и  управлении образованием в частности, выявлению системообразующих противоречий и особенностей системы управления ПО в условиях ее модернизации. 

Цель – определить направления совершенствования управленческой деятельности и практики ее применения в образовании. Методы. В  ходе исследования применены ретроспективный и  контент-анализ научных публикаций, размещенных в ЭБС «ПРОФБиблиотека.by», eLibrary, Scopus, CyberLeninka с  глубиной поиска до  20 и  более лет, дополненный анализом собственного управленческо-педагогического опыта. Для выявления проблем в системе управления ПО и разработки предложений по ее совершенствованию использован метод экспертных оценок. 

Результаты. Экспертные оценки подтвердили отсутствие единых подходов к  системе управления качеством ПО, неразработанность целостного комплекса критериев и показателей эффективности управления. Результаты опроса педагогических работников колледжей доказывают актуальность разработки и внедрения целостной системы управления качеством ПО с  распределением полномочий и  ответственности на республиканском, региональном и институциональном уровнях. 

Научная новизна. Систематизирована эволюция управленческих концепций, выявлены особенности государственно-административного управления ПО Республики Беларусь в современных условиях. Подтверждена гипотеза о необходимости перехода от  управления отдельными компонентами образовательного процесса к целостному управлению (целями, процессом и результатами), ориентированному на повышение эффективности и качества ПО. 

Практическая значимость состоит в разработке рекомендаций по модернизации системы управления качеством ПО Республики Беларусь в современных условиях.


Для цитирования:

Голубовский В. Н. Управление профессиональным образованием: исторический контекст, современные вызовы и перспективы развития // Профессиональное образование и рынок труда. 2025. № 4. С. 22–39. https://doi.org/10.52944/PORT.2025.63.4.002