Введение. В системах образования постоянно происходят изменения, что приводит к накоплению противоречий, решение которых осуществляется посредством реформирования. Особого внимания заслуживают ситуации, когда необходимость реформ вызвана не только внутренними, но и внешними по отношению к ним причинами. Зачастую имеет место расхождение между получаемыми в процессе реформирования результатами и изначально заявленными целями, что требует корректировки методов проведения и содержания преобразований.
Цель. Анализ подходов российских исследователей к оценке новой национальной системы высшего образования в Российской Федерации.
Методы. Обзор российских публикаций 2023–2025 гг., раскрывающих подходы к оценке введения новой национальной системы высшего образования в Российской Федерации.
Результаты. Систематизированы подходы к оценке направлений и последствий реформирования российской системы высшего образования. Несмотря на разнообразие мнений о проблемах формирования новой системы высшего образования, подчеркивается перспективность создания россиецентристской модели подготовки квалифицированных кадров.
Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы специалистами в сфере управления образованием, руководителями образовательных организаций, представителями экспертного сообщества в целях повышения эффективности подготовки кадров для национальной экономики в системе высшего образования.
