ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РЫНОК ТРУДА
ISSN 2307-4264 (Print) ISSN 2712-9268 (Online)

Подходы к дидактическому анализу программ высшего образования


Введение. Современное развитие системы высшего образования России обусловлено необходимостью эффективного технологического и  экономического роста страны, направленного на  технологическое лидерство и  суверенитет, а  также внешними и внутренними вызовами (нехватка квалифицированных кадров, изменения геополитики, технологические сдвиги). Ключевыми характеристиками новой модели высшего образования становятся практикоориентированность и фундаментальность. 

Цель. Обоснование концептуальной базы проектирования программ высшего образования на основе анализа существующих отечественных методологических подходов и образовательной практики зарубежных стран (КНР, США). 

Методы. В процессе исследования использован метод контент-анализа нормативных документов, научных и научно-методических публикаций, дополненный методом экспертной оценки адресно-тематических материалов, полученных из открытых информационных источников. 

Результаты. Сформированы принципы, определяющие подходы к дидактическому анализу российских программ высшего образования, предложены группы критериев анализа (аксиологическая, содержательная, инструментальная), позволяющие на этапе проектирования обеспечить баланс между заданными в программах целями (результатами) и необходимыми условиями их достижения при реализации программ. 

Научная новизна. Предложены методологические подходы к  дидактическому анализу программ высшего образования, позволяющие обосновать различия во временных объемах и содержании программ в формирующейся новой модели российского высшего образования. 

Практическая значимость. Разработанные принципы могут служить методологической основой для деятельности проектировщиков образовательных программ, экспертов в  области аккредитации, а  также для совершенствования нормативно-методического сопровождения образовательного процесса в вузах.


Для цитирования:

Шарипова Э. И., Ермачкова Ю. В. Подходы к дидактическому анализу программ высшего образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2025. № 4. С. 110–123. https://doi.org/10.52944/PORT.2025.63.4.008