ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РЫНОК ТРУДА
ISSN 2307-4264 (Print) ISSN 2712-9268 (Online)

Трансформация педагогических университетов: технологические вызовы и драйверы развития


Введение. Четвертая промышленная революция, становление нового технологического уклада, задачи технологической суверенизации, стоящие перед Российским обществом, актуализируют вопросы трансформации современных университетов. Вместе с  тем перспективы развития педагогических университетов, ответственных за подготовку педагогических кадров для становящейся экономики знаний, исследованы недостаточно. 

Цель. Анализ институциональной (организационной) структуры российских педагогических университетов для выявления ее  возможностей и  ограничений как платформы развития, а также моделирование драйверов их трансформации в условиях перехода к пятому и шестому технологическим укладам. 

Методы. В  процессе исследования анализировались и  систематизировались открытые данные сайтов педагогических университетов, подведомственных Министерству просвещения РФ, а также отчетные, аналитические и статистические документы Минпросвещения и Минобрнауки России. 

Результаты. Определены возможности развития институциональной (организационной) структуры, драйверы ее  развития, которые могут обеспечить интеграцию педагогических вузов в процессы технологического развития и решения задач обеспечения технологического суверенитета. 

Научная новизна заключается в обосновании необходимости собственной модели развития педагогических университетов и определении перспективных трансформаций их институциональной структуры в ответ на технологические вызовы. 

Практическая значимость определяется возможностью применения полученных результатов для совершенствования опережающей подготовки будущих педагогов в контексте технологической суверенизации в России.


Для цитирования:

Андрюхина Л. М. Трансформация педагогических университетов: технологические вызовы и драйверы развития // Профессиональное образование и рынок труда. 2025. № 4. С. 124–139. https://doi.org/10.52944/PORT.2025.63.4.007