ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РЫНОК ТРУДА
ISSN 2307-4264 (Print) ISSN 2712-9268 (Online)

Использование искусственного интеллекта в качестве виртуального участника учебной группы в процессе обучения принятию решений


Введение. Комплексное рассмотрение проблемных ситуаций в процессе принятия решений позволяет найти оптимальный вариант решения проблемы, поэтому групповые решения, как правило, эффективнее индивидуальных в силу разнообразия предлагаемых вариантов. Для интенсификации поиска решений целесообразно дополнить группу виртуальным игроком – искусственным интеллектом (ИИ). 

Цель. Определить содержание запросов в адрес ИИ в рамках алгоритма группового принятия решений для повышения эффективности образовательного процесса и формирования у студентов компетенций взаимодействия с ИИ. 

Методы. Для определения и структурирования направлений и способов применения ИИ в учебном процессе использованы методы построения ментальных карт и морфологических матриц. 

Результаты. Показано, что в учебной группе в рамках тех дисциплин, в которых целиком или частично используются модели принятия решений, полезно использовать инструменты ИИ, что обеспечивает рост эффективности усвоения учебного материала и позволяет студентам приобрести компетенции обращения с различными моделями ИИ. 

Научная новизна. Предложена ментальная модель применения ИИ в учебном процессе, включающая определение вариантов запроса в адрес ИИ, формируемого преподавателем или студентом на каждом из этапов алгоритма принятия решений. 

Практическая значимость. Результаты исследования демонстрируют возможности встраивания ИИ в процесс принятия решений как в учебном процессе, так и на этапе решения практических задач реального сектора экономики.


Для цитирования:

Лапыгин Ю. Н., Лапыгин Д. Ю. Использование искусственного интеллекта в качестве виртуального участника учебной группы в процессе обучения принятию решений // Профессиональное образование и рынок труда. 2025. № 4. С. 202–213. https://doi.org/10.52944/PORT.2025.63.4.012