кандидат педагогических наук, доцент
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Самарский филиал) (Самара)
Введение. Значимость дополнительного профессионального образования (ДПО) и профессионального обучения заметно усиливается в ситуации, когда возникает необходимость в ограниченные сроки скорректировать профили подготовки работников, привести их в соответствие с меняющимися требованиями рабочих мест, вызванными санкционным давлением и структурными трансформациями региональных экономик. Поэтому особый исследовательский интерес представляет вопрос о глубине и направленности изменений, которые произошли в последние годы в региональных системах повышения квалификации и переподготовки кадров с прикладными квалификациями, а также о степени их соответствия происходящим преобразованиям кадрового спроса на рынках труда.
Цель статьи: описать тенденции развития системы повышения квалификации и переподготовки кадров с прикладными квалификациями в контексте трансформаций квалификационного спроса на региональных рынках труда.
Методы. Информационные источники: формы Федерального статистического наблюдения № 1-ПК, № ПО, № СПО-1, № СПО-2. Инструментарий исследования: показатели, характеризующие различные аспекты процесса и результатов реализации программ ДПО и профессионального обучения кадров с прикладными квалификациями на интервале наблюдения 2019–2022 гг.
Результаты. Выявлен неравномерный рост платежеспособного спроса населения на программы ДПО, что является одним из симптомов происходящих структурных трансформаций российской экономики, обусловливающих конверсию параметров спроса на квалификации. Эти изменения носят специфически региональный характер, поскольку перестраиваются не все отрасли экономики, и этот факт отражается не на всех сегментах рынка труда. Общероссийскими тенденциями признаны размывание границ между организациями разного типа, реализующими дополнительные программы для профессионалов, а также недостаточное использование ресурсов ДПО для усиления соответствия качества подготовки обучающихся требованиям рабочих мест.
Научная новизна. Установлены общие и специфические (регионально обусловленные) тенденции развития системы повышения квалификации и переподготовки кадров с прикладными квалификациями. Показано их рассогласование с динамикой изменений квалификационного спроса на специалистов на региональных рынках труда.
Практическая значимость. Программы ДПО и профессионального обучения целесообразно использовать как эффективный инструмент «настройки» региональных систем подготовки кадров с прикладными квалификациями в соответствии с меняющимися требованиями рынка труда.
Введение. Качество образования в России рассматривается как одна из национальных целей развития страны на период до 2030 г. Для управления качеством подготовки кадров необходима стандартизированная система оценивания, позволяющая идентифицировать степень достижения результатов и осуществлять оперативную корректировку стратегий развития с учетом требований рынков труда.
Цель статьи: описать тенденции и региональные особенности развития новых практик оценки качества подготовки выпускников программ СПО на интервале наблюдения 2022–2024 гг.
Методы. Использовались методы обобщения, сравнения и сопоставления, анализа временных рядов показателей, дескриптивная аналитика, методы математической статистики и графического представления информации. Информационные источники: данные форм статистической отчетности Федерального статистического наблюдения СПО-1 и СПО-Мониторинг.
Результаты. Выявлено, что на 3-летнем интервале наблюдения все регионы России нарастили (в среднем на 11 п.п.) относительную численность выпускников по программам СПО, прошедших итоговую аттестацию с использованием демонстрационного экзамена (ДЭ). Однако по-прежнему в целом по России в оценке качества подготовки в форме ДЭ участвуют менее половины выпускников программ СПО (в 2024 г. – 34,5 %), при этом субъекты РФ значительно дифференцированы по этому показателю. Статистическая обработка результатов показала значительное смещение результатов оценивания в сторону высоких значений, что обусловлено нарушением принципа единых шкал перехода от «сырых» баллов к оценке по 5-балльной шкале.
Научная новизна. Выявлены тенденции развития системы внешнего оценивания качества профессиональной подготовки выпускников программ СПО с использованием стандартизированных механизмов ДЭ в регионах России. Установлено, что у федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере образования в настоящее время отсутствуют надежные инструменты диагностики достигаемого в регионах качества профессионального образования.
Практическая значимость. Полученные данные позволят скорректировать регламенты и методики проведения ДЭ для использования его результатов как эффективного мониторингового инструмента управления качеством подготовки кадров в региональных системах СПО, включая оперативное внесение корректив, минимизацию и профилактику рисков недостижения целей и задач профессионального образования с учетом меняющихся требований рынков труда.