доктор философских наук, профессор
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (Москва)
Введение. Интенсивно развивающееся общество потребления, с одной стороны, и нацеленность России на импортозамещение – с другой, указывают на противоречие, разрешение которого может как затормозить, так и, напротив, придать ускорение развитию научно-технического прогресса. Основной проблемой обеспечения технологического суверенитета является острый недостаток квалифицированного персонала. Вместе с тем четвертая промышленная революция вооружила экономику и производство инновационными инструментами, внедрение которых призвано заменить многих работников. Высвобожденный персонал, не способный конкурировать с машиной и компьютерной программой, должен найти себе место в цифровой экономике, позволяющее удовлетворять свои потребности в социально приемлемых формах, то есть получая доход от легальной трудовой деятельности. Это еще одно противоречие, нуждающееся в разрешении. Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости разработки новой стратегии кадрового обеспечения технологического суверенитета.
Цель. Описание проблемного поля на основе философско-экономического переосмысления стратегических подходов к организации кадрового обеспечения технологического суверенитета России.
Методы. В работе применялись анализ научных публикаций, нормативно-правовых документов, статистических данных, результатов изучения общественного мнения, экспертных оценок, публичных заявлений официальных лиц; сравнение отечественного и зарубежного опыта.
Результаты. Критическое переосмысление философско-экономических оснований кадрового обеспечения технологического суверенитета.
Научная новизна. На фоне возрастающего интереса к рассматриваемой проблематике со стороны частно-предметных областей научного знания (педагогика, отраслевая экономика, психология труда, менеджмент и др.) авторы впервые обратились к анализу максимально широкого контекста новой образовательной реформы – философско-экономических оснований кадрового обеспечения технологического суверенитета.
Практическая значимость. Результаты исследования могут послужить стратегическими ориентирами в разработке новой образовательной реформы и модернизации подходов к формированию кадровой политики.