Аннотация:
В статье обсуждается проблема применения профессиональных стандартов (ПС) при разработке программ профобразования на основе требований, предъявляемых к специалистам. Мировой опыт показал, что преподаватели профобразования не подготовлены к содержательной интерпретации ПС и применению их положений в процессе обучения. Имеющиеся в ряде стран национальные образовательные стандарты также не базируются на требованиях, сформулированных в профстандартах, что вносит дополнительные трудности при раз- работке адекватных программ профобразования. Статья описывает пилотную методологию формирования программ профобразования на основе профессиональных стандартов. Методология была разработана с учетом доступного мирового опыта и апробируется в настоящее время в Республике Кыргызстан в трех отраслях экономики применительно к квалификациям рабочих и техников. Методология привязана к формату профстандартов, применяемому в экономически развитых странах, что обусловило и характер процессов, предлагаемых для интерпретации требований ПС с целью обучения и оценки результатов обучения. Статья
определяет формат и категории, используемые в зарубежных профстандартах (стандартах компетентности). Методология нацелена на использование преимуществ детального формата профессиональных стандартов, позволяющего трансформировать единицы стандарта в учебные модули и учитывать в дальнейшем требования ПС в качестве обязательных тем в содержании учебных планов по отдельным дисциплинам. Методология способствует разработке сложных программ профессионального образования, включающих преподавание
нескольких или многих индивидуальных дисциплин. В этом смысле модульная учебная программа становится механизмом координации и синхронизации преподавания отдельных дисциплин на основе требований к содержанию и оценке результатов обучения, сформулированных в профстандартах. В статье также излагаются предварительные результаты продвижения новых программ в лицеях и колледжах Кыргызстана.
Ключевые слова:
профессиональные стандарты, компетентностные программы профобразования, модульное обучение, методология разработки программ профобразования
DOI:
10.52944/PORT.2021.45.2.011