Аннотация:
В статье обосновывается статус «сослагательного проектирования» как перспективного метода психолого-педагогической и профориентационной работы со школьниками и студентами, в основе которого — стремление рассмотреть возможные варианты развития страны, ее регионов и городов, а также конкретных профессий, с учетом готовности молодежи реализовать себя в этих профессиях на благо общества и в соответствии со своими собственными интересами. Кроме того, анализируются проблемы и риски, возможные в процессе практического использования метода «сослагательного проектирования», в частности риски персонификации и чрезмерного «раздувания» реально существующих в обществе и экономике проблем, что провоцирует нежелательную критику власти и даже экстремистские настроения. В качестве противодействия этим рискам предлагается направлять творческую энергию школьников и студентов в конструктивное русло, нацеливая их на поиск путей делового сотрудничества с теми, кто реально обладает властью и другими возможностями, но пока недостаточно использует их для развития страны. При этом эмоциональная включенность участников в обсуждение перспектив развития страны должна рассматриваться как показатель сопричастности, неравнодушия к процессам трансформации России, что соотносимо и с профессиональной, и с гражданской идентичностью. В статье также приводятся примеры использования конкретных профориентационных методик в контексте общего метода сослагательного проектирования». Опыт использования таких методик показывает, что, с одной стороны, школьники и студенты готовы с интересом обсуждать перспективы развития страны, ее отраслей экономики, конкретных профессий
и собственной жизни, но с другой — далеко не все из них делают это осознанно, а большинство вообще не утруждает себя размышлениями о возможных изменениях в технологиях и социальной жизни общества, ориентируясь лишь на реалии сегодняшнего дня.
Ключевые слова:
сослагательное проектирование, профессиональная идентичность, гражданская идентичность, профориентация, профессиональное самоопределение, развитие регионов, карьерный рост
DOI:
10.52944/PORT.2021.45.2.003