Введение. В рамках концепции объединения производственного и образовательного пространств в единое профессионально-образовательное пространство в системе отечественного и зарубежного профессионального образования возникла необходимость создания совместимых систем оценивания уровня профессиональной подготовленности выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО).
Цель. Целостное научное обоснование системы оценки профессиональной подготовленности выпускников СПО, основанной на сопряжении процедур государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации.
Методы. Методологическую основу исследования составили системный, компетентностный и квалиметрический подходы, позволившие определить основные элементы системы оценивания и их взаимосвязи, выделить компоненты оценки, раскрывающие сущность профессиональной подготовки, а также определить технологические аспекты самой процедуры оценивания. Основные методы исследования: анализ научных публикаций и изучение опыта применения процедур оценивания уровня профессиональной подготовленности выпускников.
Результаты. Анализ возможностей сопряжения процедур государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификаций позволил определить точки данного сопряжения в части объектов оценивания и оценочных процедур, а также предложить авторскую модель единой системы оценки профессиональной подготовленности квалифицированных рабочих – выпускников профессиональных образовательных организаций, что составляет научную новизну исследования. Структуру настоящей модели формируют связанные между собой методологический, организационно-процессуальный и оценочно-результативный блоки.
Практическая значимость. Представленная в статье технология сопряжения процедур государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификаций позволяет использовать предложенную модель единой системы оценки профессиональной подготовленности в практике работы образовательных учреждений как среднего профессионального, так и высшего образования. Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Минпросвещения России в рамках научного проекта «Теория и методология формирования системы обновления содержания в рамках подготовки педагогических кадров в условиях трансформации российской экономики».