доктор социологических наук, кандидат химических наук, профессор
Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург)
Предметом статьи является обзор публикаций, исследующих две пересекающиеся, по мнению авторов, темы. Первая – причины появления и перспективы реализации инициированного Министерством просвещения Российской Федерации проекта «Профессионалитет», осуществляемого с 2021 года в пилотном режиме. Вторая тема – agile-методология, уже не одно десятилетие доказывающая свою эффективность в работе самых разных организаций многих стран, занимающихся весьма различными видами деятельности.
Цель статьи: предложить к использованию при реализации федерального проекта «Профессионалитет» подкрепленную концептуальными аргументами и обобщениями успешного опыта применения в сферах управления и, прежде всего, образования agile-методологию и соответствующие ей организационно-проектные технологии.
Методы. Методология исследования состояла в экспликации фактологических истоков и концептуальных основ федерального проекта «Профессионалитет» с помощью методов (1) анализа текстов нормативных правовых актов, их проектов, выступлений и публикаций официальных лиц и исследователей-педагогов, экономистов, социологов и (2) концептуальной интеграции, конкретизации и развития эксплицированных основ в направлении инструментально-технологического оснащения проекта «Профессионалитет».
Результаты. Авторы приводят концептуальные аргументы в пользу целесообразности использования agile-методологии в практике управления сферой профессионального образования, выстраивания партнерских отношений профессиональных образовательных организаций с предприятиями реального сектора экономики и сферы услуг, формирования региональных образовательно-производственных кластеров, реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ.
Практическая значимость заключается в привлечении внимания всех стейкхолдеров проекта «Профессионалитет» (органы управления, работодатели, профессиональные образовательные организации, абитуриенты, обучающиеся, родители) к целесообразности применения agile-методологии и соответствующих технологий в ходе реализации проекта, распространении agile-мышления и с его помощью гармонизации сфер профессионального образования и рынков труда
Введение. Подготовка кадров для трансформирующейся и усложняющейся экономики является вызовом для системы среднего профессионального образования (СПО). Существует не так много показателей, которые бы характеризовали уровень подготовки учащихся. Одним из таких показателей принято считать человеческий капитал. Предмет исследования – размер накопленных государственных инвестиций в учащегося отечественной системы СПО к моменту окончания обучения и выходу на рынок труда в различных субъектах Российской Федерации в динамике по годам выпуска.
Цель исследования – подсчитать размер государственных инвестиций на одного учащегося по программе СПО в субъектах Российской Федерации как в профессиональных образовательных организациях, так и в образовательных организациях высшего образования за весь период обучения студента; провести сравнительный анализ с аналогичными зарубежными показателями.
Методы. Математические методы подсчета накопленных инвестиционных издержек на формирование человеческого капитала учащегося.
Результаты. Полученные результаты позволяют говорить о том, что различия в размере накопленных инвестиций в человеческий капитал учащихся системы СПО наблюдаются не только в территориальном разрезе, но и во временном. Так, в большинстве субъектов инвестиции в выпускников программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) 2016 г. превышали инвестиции 2020 г. В период с 2016 г. инвестиции в человеческий капитал учащихся ППССЗ в целом сокращались. Сравнение накопленных инвестиций в выпускников программ СПО на 2018 г. в России с показателями зарубежных стран (США и Германия) по паритету покупательной способности дают основание утверждать, что отечественные показатели сопоставимы с зарубежными.
Научная новизна. Предложены и апробированы две методики подсчета накопленных государственных инвестиционных издержек на формирование человеческого капитала обучающегося системы СПО. Разработана методика сбора и обработки первичной статистической информации, необходимой для расчетов.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке федеральных и региональных нормативных актов в части совершенствования способов расчета нормативов финансирования программ СПО.
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания «Теория и методология формирования системы обновления содержания в рамках подготовки педагогических кадров в условиях трансформации российской экономики» (фундаментальное исследование, № 073-00104-22-01).