Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы выбора профессии обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, подчеркивается и обосновывается особая роль профессиональных проб в процессе формирования профориентационной компетентности и профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ (в частности, с задержкой психического развития). Новизна представленного материала заключается в комплексном подходе к организации циклов полноценных профессиональных проб с точки зрения подготовки, реализации, психолого-педагогического сопровождения, фиксации и анализа результатов деятельности, использования их в процессе построения индивидуальных профессиональных маршрутов. Подробно описанный алгоритм организации и проведения профессиональных проб включает рекомендации по выбору диагностических методик, форм фиксации результатов профессиональных проб, варианты разработки индивидуальных профессиональных маршрутов, принципы отбора профессиональных образовательных организаций для получения профессионального образования после окончания 8-го и 9-го класса, программно-методические документы, необходимые для организации циклов профессиональных проб. Эффективность предлагаемой методики организации профессиональных проб для обучающихся с ОВЗ подтверждается данными анкетирования учеников школы № 663 г. Санкт-Петербурга.
Ключевые слова:
профессиональная проба, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выбор профессии.
DOI:
10.24412/2307-4264-2021-01-80-88