доктор философских наук, профессор
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия
Предметом статьи является обзор публикаций, исследующих две пересекающиеся, по мнению авторов, темы. Первая – причины появления и перспективы реализации инициированного Министерством просвещения Российской Федерации проекта «Профессионалитет», осуществляемого с 2021 года в пилотном режиме. Вторая тема – agile-методология, уже не одно десятилетие доказывающая свою эффективность в работе самых разных организаций многих стран, занимающихся весьма различными видами деятельности.
Цель статьи: предложить к использованию при реализации федерального проекта «Профессионалитет» подкрепленную концептуальными аргументами и обобщениями успешного опыта применения в сферах управления и, прежде всего, образования agile-методологию и соответствующие ей организационно-проектные технологии.
Методы. Методология исследования состояла в экспликации фактологических истоков и концептуальных основ федерального проекта «Профессионалитет» с помощью методов (1) анализа текстов нормативных правовых актов, их проектов, выступлений и публикаций официальных лиц и исследователей-педагогов, экономистов, социологов и (2) концептуальной интеграции, конкретизации и развития эксплицированных основ в направлении инструментально-технологического оснащения проекта «Профессионалитет».
Результаты. Авторы приводят концептуальные аргументы в пользу целесообразности использования agile-методологии в практике управления сферой профессионального образования, выстраивания партнерских отношений профессиональных образовательных организаций с предприятиями реального сектора экономики и сферы услуг, формирования региональных образовательно-производственных кластеров, реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ.
Практическая значимость заключается в привлечении внимания всех стейкхолдеров проекта «Профессионалитет» (органы управления, работодатели, профессиональные образовательные организации, абитуриенты, обучающиеся, родители) к целесообразности применения agile-методологии и соответствующих технологий в ходе реализации проекта, распространении agile-мышления и с его помощью гармонизации сфер профессионального образования и рынков труда
Введение. Модель оценки компетентности педагогов оказывает прямое влияние на результативность и эффективность работы всей системы образования. В настоящее время в педагогической науке определены методологический подход к содержанию и процедуре оценки компетентности педагогов образовательных организаций и методологический ориентир, характеризующий специфику педагогического труда в сфере профессионального образования. На эту специфику должна ориентироваться и оценка компетентности педагогов профессиональных образовательных организаций. Однако обсуждение используемых на практике и предлагаемых в публикациях инструментов процедуры оценки свидетельствует о проблематичности отбираемых для нее методологических оснований.
Цель. Осмысление причин проблематичности методологических оснований оценки компетентности педагогов профессиональных образовательных организаций и аргументация в пользу тех оснований, которые бы привели к консенсусу всех заинтересованных субъектов.
Методология исследования – сравнительно-аналитический обзор, критическое переосмысление методологических оснований современных теории и практики оценки компетентности педагогов профессиональных образовательных организаций.
Результаты. Признанный сегодня перечень методологических оснований оценки компетентности педагогов профессиональных образовательных организаций весьма широк. Тем не менее он заслуживает дополнения учетом результатов включенного (имманентного) мониторинга сферы профессионального образования и рынка труда, получаемых с использованием научно обоснованных методов обработки и интерпретации имплицитных, латентных данных и «слабых» сигналов и корреляции с ними цифрового трекинга профессиональной активности педагогов и мэтчинга их навыков.
Научная новизна. Определены направления дальнейшего совершенствования теории и практики оценки компетентности педагогов профессиональных образовательных организаций.
Практическая значимость заключается в продвижении поддержанных разработок и возможности их применения при оценке компетентности педагогов профессиональных образовательных организаций как объектов и субъектов включенного
(имманентного) мониторинга сферы профессионального образования и рынка труда.
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках выполнения государственного задания по научному проекту «Разработка модели формирования и совершенствования навыков педагогических кадров, включая разработку методологии современной оценки профессиональной компетентности педагогических работников системы СПО на основании мониторинга образовательной сферы и рынка труда» (прикладное исследование, № 073-00104-22-01).
Введение. Социально-экономическое развитие страны или отдельного региона сопровождается развитием креативных индустрий, которые приобретают все большее значение не только для повседневной жизни людей, но и для экономики в целом как важная и стимулирующая ее рост отрасль. Однако сложившихся представлений об организации кадрового обеспечения этого важного сектора экономики пока нет, что является актуальной общественно-экономической и педагогической проблемой. Первым и необходимым этапом ее решения является концептуальное определение самих креативных индустрий, по поводу которого идет множество дискуссий среди специалистов. Назрела пора подвести некоторые итоги.
Цель. Выявление ориентиров организации подготовки кадров для креативных индустрий на основе концептуального определения самих креативных индустрий как особенного сектора экономики, реализующего особый сценарий общественно экономического воспроизводства.
Методы. В ходе исследования использовались методы экспликации значений, концептуального анализа, дискурс-анализа, рефлексивной интеграции, концептуальной реконструкции, теоретического моделирования, типологизирования и др. Большое значение имели коммуникации с практиками и теоретиками креативных индустрий, а также организаторами подготовки кадров для них.
Результаты. Креативные индустрии являются постоянной составляющей общественно-экономического воспроизводства в любую эпоху, опосредующей переход к индустриальному (массовому и стандартизированному) воспроизводству некоторых результатов культурного творчества. Этот переходный по своей природе и сущности сектор экономики в последние два столетия получил стремительное распространение, продолжающееся и в наши дни. Организация кадровой подготовки для креативных индустрий сама является одним из видов креативных индустрий, рождающимся из частных инициатив и опирающимся на них, а затем либо угасающим во всех своих локальных версиях, либо трансформирующимся в индустриальный режим массовой и стандартизированной подготовки кадров.
Научная новизна состоит в выявлении специфики креативных индустрий не по характеристике их продукции и / или применяемых в них технологий, что является преобладающим в научной литературе подходом, а по характеру доминирующего в них труда.
Практическая значимость. Выявленные ориентиры позволят организаторам подготовки кадров для креативных индустрий выбрать своей стратегией не только и не столько соблюдение и исполнение существующих требований, стандартов, эталонов, сколько обеспечение условий проявления креативности обучающихся, их готовности к оправданному созидательному риску и ответственности за его последствия.