кандидат педагогических наук, доцент
Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург)
Представленная в статье модель педагогического сопровождения является результатом первого, теоретического, этапа исследования, посвященного изучению специфики формирования профессиональной идентичности у будущих педагогов профессионального образования.
Введение. В современных условиях человек имеет возможность неоднократно менять профессиональную деятельность, формируя разнообразные карьерные траектории. Это становится возможным благодаря гибкой системе дополнительного образования и проектному формату реализации профессиональной деятельности. Переход от монопрофессионального подхода к карьере к полипрофессиональному требует переосмысления и уточнения содержания профессионализации, включая аспекты профессиональной идентичности.
Цель – выявить особенности профессиональной идентичности специалистов в процессе профессионализации в условиях смены профессии.
Методы. Использованы качественный теоретический анализ, сравнение, классификация, опросный метод. В исследовании в качестве респондентов приняли участие 113 студентов, обучавшихся по образовательным программам направления 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).
Результаты. При смене профессиональной деятельности специалисты сохраняют результат идентификации с предыдущей профессией и при выборе нового профессионального направления ориентированы по-прежнему на ценности, вид и предмет профессиональной деятельности, усвоенные на предыдущем цикле профессионального самоопределения. Имеющийся опыт профессиональной деятельности в любой смежной сфере позволяет идентификационным процессам протекать быстрее, то есть при повторном выборе профессии формирование профессиональной идентичности происходит в ускоренном темпе.
Научная новизна. Уточнены особенности профессиональной идентичности в процессе профессионализации в условиях смены профессии на примере профессионального обучения.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для оптимизации процесса подготовки студентов, получающих второе профессиональное образования, а также при разработке программ переподготовки.