кандидат педагогических наук
Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, Москва
Введение. Теория и практика воспитания – самые древние и самые сложные объекты педагогической и философской мысли. Признавая за семьей приоритет в вопросах воспитания, общество также имеет определенные права на воспитание своих граждан. Воспитание вне социума – утопия. Именно сегодня становятся все более актуальными вопросы воспитания в системе не только общего, но и среднего профессионального и высшего образования, включая вопросы законоприменения в данной сфере.
Цель. Анализ первых результатов внедрения новых законодательных норм в сфере воспитания.
Методы. Теоретико-методологический анализ нормативных документов, научной литературы, педагогического опыта.
Результаты. Выявлены проблемы и противоречия, затрудняющие внедрение и развитие воспитательной деятельности, основанной на положениях ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» и подзаконных актов, регламентирующих нововведения в системе воспитания.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при формировании и развитии системы контроля и оценки результатов воспитательной деятельности.
Введение. Тема исследования «Анализ методик прогнозирования развития системы подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена» посвящена важной теоретической и практической проблеме применимости результатов прогнозных исследований при принятии управленческих решений.
Цель. Рассмотреть процесс прогнозирования развития системы СПО и ПО во внеэкономическом контексте, выявить и уточнить комплекс не экономических, а организационно-педагогических параметров состояния указанной системы, как объектов прогнозирования.
Методы. Комплексный анализ процессов модернизации СПО и ПО проводился с применением различных форм статистического анализа, моделирования, анализа теоретических подходов, сравнительно-сопоставительного анализа.
Результаты. Определены девять основных параметров прогнозирования состояний системы профессионального образования и обучения в процессе модернизации: приоритеты в ценностно-целевых установках системы СПО и ПО; степень практико-ориентированности образовательной системы; вариативность образовательных программ и образовательного процесса; открытость образовательной системы профессиональной образовательной организации; качество образования; преобладающие способы работы с контингентом студентов; глубина цифровой трансформации образовательного процесса; уровень интеграции образовательной организации в социально-экономическую экосистему региона; успешность выпускников в профессиональной деятельности.
Научная новизна. Предложен комплекс неэкономических организационно-педагогических параметров состояния системы СПО и ПО как объектов прогнозирования.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что в практике управления появляется возможность оценивать воздействия модернизационных преобразований непосредственно на саму систему СПО и ПО, прогнозировать данные изменения, планировать конкретные управленческие решения в рамках данной системы.
Введение. Прогнозирование и стратегическое планирование перспективных потребностей в рабочей силе и развитие среднего профессионального образования регламентированы законодательством Российской Федерации. Вопросы применения современных методов прогнозирования требуют рассмотрения в контексте требований установленных норм.
Цель. Освещение результатов анализа нормативных и методических документов, определяющих вопросы прогнозирования и стратегического планирования развития системы образования Российской Федерации.
Методы. Использованы методы обобщающего анализа содержания нормативных документов, систематизации актуальной правовой информации в разрезе задач прогнозирования и стратегического планирования.
Результаты. Систематизирована информация о документах, определяющих актуальную нормативно-правовую рамку разработок, направленных на создание перспективных прогнозов развития образования, а также на создание концепций и документации стратегического планирования.
Научная новизна. В ходе анализа выявлены современные направления прогнозирования и стратегического планирования, нашедшие отражение в нормативно-правовой документации последних лет.
Практическая значимость. Приведенные в статье данные могут быть использованы разработчиками прогностических и планирующих документов стратегического характера, а также членами проектных групп, выполняющих работы, связанные с формированием прогнозов и стратегических планов развития.