Предмет. Воспитание адаптивной личности в условиях свободного рынка труда требует глубокого теоретического осмысления и методологического обоснования. Реализовать творческий потенциал личности и обеспечить конкурентоспособность специалиста в условиях цифровизации производства позволяет проектирование учебного процесса на основе принципа рационализаторства.
Цель – определение структуры и содержания понятия рационализаторства и организационно-педагогических условий реализации принципа рационализаторства в процессе подготовки рабочих кадров в системе среднего профессионального образования (СПО).
Методы. Ретроспективный и теоретико-методологический анализ научной литературы, педагогического и производственного опыта.
Результаты. В статье представлена модель комплексного формирования рационализаторства и его развития на всем протяжении образовательного процесса – в учебной и внеурочной деятельности; дано определение рационализаторства как педагогического понятия, разработаны его дидактический принцип и требования к реализации данного принципа в системе подготовки квалифицированных рабочих кадров.
Практическая значимость. Дидактический подход к проектированию процесса обучения с учетом принципа рационализаторства позволит осуществлять подготовку специалистов, обладающих таким профессионально значимым качеством как адаптивность, которое при наличии сформированных общих и профессиональных компетенций является определяющим для успешной профессиональной и личностной самореализации в условиях современного рынка труда.