кандидат педагогических наук
Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова;
Ульяновский профессионально-политехнический колледж
Предмет. Воспитание адаптивной личности в условиях свободного рынка труда требует глубокого теоретического осмысления и методологического обоснования. Реализовать творческий потенциал личности и обеспечить конкурентоспособность специалиста в условиях цифровизации производства позволяет проектирование учебного процесса на основе принципа рационализаторства.
Цель – определение структуры и содержания понятия рационализаторства и организационно-педагогических условий реализации принципа рационализаторства в процессе подготовки рабочих кадров в системе среднего профессионального образования (СПО).
Методы. Ретроспективный и теоретико-методологический анализ научной литературы, педагогического и производственного опыта.
Результаты. В статье представлена модель комплексного формирования рационализаторства и его развития на всем протяжении образовательного процесса – в учебной и внеурочной деятельности; дано определение рационализаторства как педагогического понятия, разработаны его дидактический принцип и требования к реализации данного принципа в системе подготовки квалифицированных рабочих кадров.
Практическая значимость. Дидактический подход к проектированию процесса обучения с учетом принципа рационализаторства позволит осуществлять подготовку специалистов, обладающих таким профессионально значимым качеством как адаптивность, которое при наличии сформированных общих и профессиональных компетенций является определяющим для успешной профессиональной и личностной самореализации в условиях современного рынка труда.
Введение. В настоящее время отечественная профессиональная школа находится в стадии модернизации, что обусловлено нарастающим дефицитом рабочих кадров, внедрением проекта «профессионалитет» и необходимостью ускоренной подготовки рабочих кадров в условиях более эффективного взаимодействия колледжей и предприятий. В этих условиях одним из ведущих векторов подготовки рабочих становится дуальный подход, а одним из основных условий успешности трансформации компетенций — взаимонаставничество.
Цель. Продемонстрировать актуальность для современного профессионального образования, в том числе для программ профессионалитета, результатов эксперимента по подготовке рабочих высокой квалификации в процессе трансформации компетенций в условиях взаимонаставничества педагога профессиональной образовательной организации, наставника предприятия и обучающихся.
Методы. Общая продолжительность эксперимента, на результатах которого преимущественно основано исследование, составляет 14 лет (с 1995 по 2009 г.). В ходе эксперимента использовались методы опроса, бесед, анкетирования, педагогического наблюдения; анализ полученных в ходе эксперимента данных дополнен анализом научной литературы и педагогической рефлексией.
Результаты. Разработана модель и определены организационно-педагогические условия трансформации компетенций в условиях взаимонаставничества с использованием совместных кадровых, материально-технических и других ресурсов, обеспечивающих эффективность взаимодействия образовательной организации и профильного предприятия в совместной подготовке востребованных рабочих кадров.
Научная новизна. Обосновано, что взаимонаставничество в процессе личностно-ориентированного дуального взаимодействия является одним условий трансформации компетенций в совместной подготовке кадров в системе СПО.
Практическая значимость. Предложенные модель и организационно-педагогические условия трансформации компетенций могут быть использованы профессиональными образовательными организациями при разработке программ партнерского взаимодействия с работодателями с целью совместной подготовки востребованных рабочих кадров, в том числе по программам профессионалитета.
Введение. Профессиональная ориентация молодежи является одним из ключевых направлений деятельности в сфере образования, что обусловлено необходимостью решения важнейших социально-экономических задач. В этих условиях актуализируется деятельностный подход в профориентационной работе, когда в учебное заведение СПО приходит выпускник школы с осознанным выбором профессии.
Цель. Представить опыт профессионально-деятельностного подхода в профориентации, позволяющего выявить профессионально ориентированного абитуриента и, как следствие, повысить качество обучения в условиях ускоренной подготовки по программам профессионалитета.
Методы. Описание опыта сопровождается анализом результатов анкетирования школьников – участников экспериментального профориентационного проекта.
Результаты. Определены условия деятельностного подхода в профориентационной деятельности, обеспечивающего эффективность профориентации в целях обучения и повышении числа профессионально мотивированных выпускников, трудоустраивающихся и в дальнейшем работающих по освоенной профессии.
Научная новизна. Обосновано, что деятельностный подход, в отличие от традиционных, способствует более осознанному выбору будущей профессии, формированию и развитию профессионального самосознания.
Практическая значимость. Предложенные модель и дидактические условия деятельностной профориентации в условиях успешного социального партнерства могут быть использованы в образовательных учреждениях любого уровня и профиля.