Введение. В условиях цифровой экономики особое внимание следует уделить месту и роли преподавателя в современном образовательном пространстве, принимая во внимание современный мультикультурный контекст и особенности субъект-субъектной образовательной парадигмы. Закономерно, что помимо профессиональных компетенций, необходимых для качественного выполнения профессиональной деятельности, в настоящее время также требуются надпрофессиональные навыки, которые получили название «soft skills».
Цель. Определить, какие soft skills требуются современному преподавателю профессионального образования и какими способами их можно сформировать и развить. Методы. В процессе работы проведен качественный и количественный контентанализ теоретических источников. При составлении перечня обязательных для преподавателя soft skills использованы методы классификации и сравнения.
Результаты. Выявлены основные надпрофессиональные навыки, которые необходимы преподавателю профессионального образования: коммуникативные, лидерские, навыки планирования, способность проявлять эмпатию, терпение и сочувствие. Поставлена научная проблема разработки методического аппарата, позволяющего действующим преподавателям профессионального образования сформировать эти soft skills.
Научная новизна. Из многообразия используемых наименований («мягкие навыки», «гибкие навыки» и др.), обозначающих soft skills, выделен термин «надпрофессиональные навыки» как наиболее полно отражающий сущность обсуждаемого явления. Внесено предложение о необходимости формирования нaдпрофессиональных навыков не только у будущих педагогов, но и у тех, кто уже занимается преподавательской деятельностью.
Практическая значимость. Представленные в исследовании выводы о необходимости формирования надпрофессиональных навыков у действующих педагогов могут быть приняты во внимание разработчикми дополнительных образовательных программ для преподавателей сферы профессионального образования