ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РЫНОК ТРУДА
ISSN 2307-4264 (Print) ISSN 2712-9268 (Online)

Производственное обучение в подготовке педагога для системы профессионального образования: состояние, проблемы, перспективы


Введение. С увеличением потребности государства в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена меняются и требования к качеству подготовки педагога профессионального обучения, непосредственно отвечающего за результат образовательного процесса в системе профессионального образования. Учитывая интегративный характер деятельности педагога профессионального обучения, предполагающей освоение им в рамках профессионально-педагогического образования нескольких компонентов подготовки, особое внимание следует уделить производственному обучению, способствующему практическому освоению будущей предметной области педагога и непосредственно связанному с областью профессиональной деятельности будущих выпускников системы среднего профессионального образования. 

Цель. Определить возможные пути совершенствования производственного обучения как самостоятельного и полноценного компонента профессионально-педагогического образования, учитывающие его актуальные проблемы. 

Методы. Библиографический анализ научных публикаций, анализ нормативно-правовых актов, синтез полученной информации, использование индуктивного метода при изучении места производственного обучения в  подготовке педагога профессионального обучения и формулировании выводов. 

Результаты и научная новизна. В контексте исследования конкретизированы понятия «производственное обучение» и  «подготовка педагога профессионального обучения по  профессии рабочего (должности служащего)». Определено актуальное состояние теории и практики производственного обучения. Выявлены требования к  подготовке будущего педагога профессионального обучения по  профессии рабочего (должности служащего) и недостатки производственного обучения. Предложены возможные пути совершенствования производственного обучения как компонента профессионально-педагогического образования. 

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в практике образовательных организаций высшего образования при реализации программ подготовки педагогов профессионального обучения. 

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ «Теория и  методология формирования системы обновления содержания в рамках подготовки педагогических кадров в условиях трансформации российской экономики» (фундаментальное исследование, № 073- 00104-22-01).


Для цитирования:

Федоров В. А., Маскина О. Г. Производственное обучение в подготовке педагога для системы профессионального образования: состояние, проблемы, перспективы // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. Т. 10, № 4. С. 32–53. https://doi.org/10.52944/PORT.2022.51.4.009