доктор педагогических наук, профессор
Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург)
Введение. В рамках концепции объединения производственного и образовательного пространств в единое профессионально-образовательное пространство в системе отечественного и зарубежного профессионального образования возникла необходимость создания совместимых систем оценивания уровня профессиональной подготовленности выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО).
Цель. Целостное научное обоснование системы оценки профессиональной подготовленности выпускников СПО, основанной на сопряжении процедур государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации.
Методы. Методологическую основу исследования составили системный, компетентностный и квалиметрический подходы, позволившие определить основные элементы системы оценивания и их взаимосвязи, выделить компоненты оценки, раскрывающие сущность профессиональной подготовки, а также определить технологические аспекты самой процедуры оценивания. Основные методы исследования: анализ научных публикаций и изучение опыта применения процедур оценивания уровня профессиональной подготовленности выпускников.
Результаты. Анализ возможностей сопряжения процедур государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификаций позволил определить точки данного сопряжения в части объектов оценивания и оценочных процедур, а также предложить авторскую модель единой системы оценки профессиональной подготовленности квалифицированных рабочих – выпускников профессиональных образовательных организаций, что составляет научную новизну исследования. Структуру настоящей модели формируют связанные между собой методологический, организационно-процессуальный и оценочно-результативный блоки.
Практическая значимость. Представленная в статье технология сопряжения процедур государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификаций позволяет использовать предложенную модель единой системы оценки профессиональной подготовленности в практике работы образовательных учреждений как среднего профессионального, так и высшего образования. Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Минпросвещения России в рамках научного проекта «Теория и методология формирования системы обновления содержания в рамках подготовки педагогических кадров в условиях трансформации российской экономики».
Введение. С увеличением потребности государства в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена меняются и требования к качеству подготовки педагога профессионального обучения, непосредственно отвечающего за результат образовательного процесса в системе профессионального образования. Учитывая интегративный характер деятельности педагога профессионального обучения, предполагающей освоение им в рамках профессионально-педагогического образования нескольких компонентов подготовки, особое внимание следует уделить производственному обучению, способствующему практическому освоению будущей предметной области педагога и непосредственно связанному с областью профессиональной деятельности будущих выпускников системы среднего профессионального образования.
Цель. Определить возможные пути совершенствования производственного обучения как самостоятельного и полноценного компонента профессионально-педагогического образования, учитывающие его актуальные проблемы.
Методы. Библиографический анализ научных публикаций, анализ нормативно-правовых актов, синтез полученной информации, использование индуктивного метода при изучении места производственного обучения в подготовке педагога профессионального обучения и формулировании выводов.
Результаты и научная новизна. В контексте исследования конкретизированы понятия «производственное обучение» и «подготовка педагога профессионального обучения по профессии рабочего (должности служащего)». Определено актуальное состояние теории и практики производственного обучения. Выявлены требования к подготовке будущего педагога профессионального обучения по профессии рабочего (должности служащего) и недостатки производственного обучения. Предложены возможные пути совершенствования производственного обучения как компонента профессионально-педагогического образования.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в практике образовательных организаций высшего образования при реализации программ подготовки педагогов профессионального обучения.
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ «Теория и методология формирования системы обновления содержания в рамках подготовки педагогических кадров в условиях трансформации российской экономики» (фундаментальное исследование, № 073- 00104-22-01).
Введение. В рамках совершенствования практико-ориентированной подготовки специалиста IT-отрасли в системе среднего профессионального образования актуализируется проблема формирования иноязычного навыка, который является необходимым инструментальным средством в профессиональной деятельности будущего IT-специалиста, необходимым для выполнения реальных производственных операций с иноязычными командами.
Цель. Обоснование подхода к контекстно-ориентированному иноязычному навыку как к обязательному системообразующему элементу в подготовке IT-специалистов, который, в свою очередь, является целостным системным образованием, состоящим из взаимосвязанных компонентов.
Методы. Методологическую основу исследования составил системный подход, позволивший конкретизировать понятие «контекстно-ориентированный иноязычный навык». Основные методы исследования: анализ научных публикаций, исследующих алгоритмы формирования иноязычных навыков.
Результаты. Доказана обязательность включения иноязычного навыка в содержание профессиональной компетенции и трудовой функции будущего специалиста IT-отрасли. Эффективность подхода к иноязычному навыку как целостному системному образованию, структуру которого формируют взаимосвязанные контекстный, содержательный, технологический и деятельностный компоненты, продемонстрирована на примере комплекса опорных упражнений «English for IT-specialist».
Научная новизна. Контекстный компонент, не всегда учитываемый при изучении профессионального иностранного языка, рассматривается как обязательный системообразующий фактор формирования иноязычного навыка.
Практическая значимость. Представленная в статье структура контекстно-ориентированного иноязычного навыка позволяет совершенствовать профессионально-ориентированную иноязычную подготовку IT-специалиста в рамках введенной в учебный план дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности».
Введение. Начавшаяся в системе среднего профессионального образования реализация федерального экспериментального проекта «Профессионалитет» сопровождается рядом изменений в процессе подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, необходимость которых обусловлена существенным сокращение сроков обучения и углубление содержательного взаимодействия образовательных организаций и предприятий. Успешность проекта во многом зависит от формирования содержания профессионального цикла образовательной программы, его структуры, а также педагогических условий реализации и своевременного обнаружения проблем, влияющих на его результативность.
Цель. Выявить проблемы разработки организационно-педагогических условий подготовки специалистов в колледже (техникуме) при переходе на образовательные программы в условиях профессионалитета.
Методы. Методологическую основу исследования составили системный, компетентностный, личностно-деятельностный и процессный подходы, позволившие выявить основные проблемы разработки организационно-педагогических условий реализации образовательных программ. Использованы такие методы исследования, как теоретический анализ научной литературы, анализ нормативных документов, регламентирующих подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, синтез полученной информации, индуктивный метод при изучении требований работодателя к выпускникам колледжей (техникумов).
Результаты. Проводимую в настоящее время модернизацию СПО, связанную с реализацией ФЭП «Профессионалитет» и направленную на повышение эффективности подготовки специалистов среднего звена, сопровождают проблемы отбора содержания дисциплин профессионального цикла и технологии его реализации. Уплотнение профессионального цикла, вызванное сокращением в образовательных программах времени на его реализацию, порождает проблемы, связанные с: 1) преобразованиями содержания подготовки по данному циклу, его структуры, а также обоснованием форм, методов и средств профессионального обучения; 2) стремлением к достижению соответствия между образовательными программами подготовки специалистов среднего звена и требованиями к ним рынка труда, изложенными в профессиональных стандартах, ЕТКС и должностных инструкциях; 3) отбором содержания дополнительного профессионального блока в профессиональном цикле сокращенных по срокам образовательных программ.
Научная новизна. Обоснована актуальная в социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом аспектах проблема выявления организационно-педагогических условий подготовки специалистов среднего звена при реализации дополнительного профессионального блока основных профессиональных образовательных программ в рамках проекта «Профессионалитет».
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы при составлении основных профессиональных образовательных программ подготовки специалистов среднего звена по обработке металлов давлением.
Введение. Масштабы модернизации среднего профессионального образования побуждают педагогическую науку к поиску оптимальных практико-ориентированных моделей интеграции образования и производства, в совокупности своих ресурсов обеспечивающих повышение качества профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, способных к эффективному выполнению трудовых функций, готовых к самостоятельному включению в производственные процессы и эффективному решению встающих перед ними жизненных и производственных задач. Объединение обозначенных ресурсов возможно в интегрированной образовательно-производственной среде колледжа.
Цель. Обоснование и разработка структурно-функциональной модели взаимодействия колледжа с социальными партнерами в интегрированной образовательно-производственной среде.
Методы. Использованы методы педагогического моделирования, изучения передового педагогического опыта, анализа справочно-энциклопедической, нормативно-правовой и научной литературы по теме исследования.
Результат. Конкретизировано понятие «интегрированная образовательно-производственная среда колледжа». Определены социальные партнеры колледжа, ресурсы которых составляют основу интегрированной образовательно-производственной среды.
Научная новизна состоит в разработке структурно-функциональной модели взаимодействия колледжа с социальными партнерами в интегрированной образовательно-производственной среде, раскрывающей функциональные особенности такого взаимодействия.
Практическая значимость. Результаты исследования могут служить ориентиром для профессиональных образовательных организаций (колледжей техникумов) в поиске социальных партнеров и установления взаимовыгодного сотрудничества с ними по подготовке востребованных рабочих кадров.