ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РЫНОК ТРУДА
ISSN 2307-4264 (Print) ISSN 2712-9268 (Online)

Социальный портрет педагога профессионального обучения в ракурсе сравнительных социологических исследований


Введение. Большинство российских авторов, изучающих кадровый потенциал системы среднего профессионального образования (СПО), сосредоточены на исследовании профессиональных компетенций преподавателей. При этом социальные характеристики преподавателей, определяющие мотивацию к педагогической работе и саморазвитию, остаются за пределами их внимания. 

Цель. Составить социальный портрет педагога профессионального обучения с учетом возрастных, образовательных и гендерных характеристик. 

Методы. Вторичный анализ статистических данных. Формализованный опрос (анкетирование) в  рамках всероссийского исследования 2022 года, в  котором приняли участие 3416 педагогов и административных сотрудников учреждений СПО различных субъектов Российской Федерации. 

Результаты. Представлены социальные характеристики преподавателей СПО в их корреляции с мотивацией к педагогической работе. Основными критериями выступают возрастной, образовательный и  гендерный маркер, в  совокупности позволяющие выстроить два альтернативных социальных портрета педагогов российских колледжей. На материалах собственного исследования показано, как эти маркеры соотносятся с мотивацией к профессиональной деятельности. 

Научная новизна. Выявлены закономерности влияния пола и возраста педагогических работников на структуру их профессиональной мотивации. 

Практическая значимость. Учет социальных характеристик, определяющих мотивацию преподавателей к педагогической работе и саморазвитию, позволяет конкретизировать запросы по реорганизации системы СПО. 

Финансирование. Статья выполнена в  рамках государственного задания Министерства просвещения РФ «Педагогические работники СПО: рекрутирование, профессиональная адаптация и социальная репрезентация» (прикладное исследование, № 073-00104-22-01).


Для цитирования:

Швецова А. В., Куимов В. С. Социальный портрет педагога профессионального обучения в ракурсе сравнительных социологических исследований // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. Т. 10, № 4. С. 130–143. https://doi.org/10.52944/PORT.2022.51.4.010