ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РЫНОК ТРУДА
ISSN 2307-4264 (Print) ISSN 2712-9268 (Online)

«Непарадный портрет» учащихся системы Государственных трудовых резервов CCCР как потенциальный фактор ее обновления


Введение. Создание системы Государственных трудовых резервов в  1940-е гг. сопровождалось формированием официального образа – «парадного портрета» ее учащегося. Любые отступления от официального образа, представляющие в совокупности «непарадный портрет», превращались не просто в частные девиации, а в социально-политический феномен, угрожавший важнейшим технологиям социального управления. 

Цель. Охарактеризовать механизмы реализации и  ограничения потенциала обновления системы Государственных трудовых резервов в  1940–1950-е гг., исходя из проявлений «непарадного портрета» учащихся. 

Методы. Методология исследования основывается на  теории модернизации и  акторном подходе, связанном с  деятельностью образовательной бюрократии по формированию новых социальных практик и отношений. При характеристике взаимодействия образовательной бюрократии с  учащимися трудовых резервов использовалась концепция О. Л. Лейбовича о социальных конвенциях, обеспечивающих сосуществование в коллективе людей, ориентирующихся на разные ценности. 

Результаты. Рассмотрены основные типы девиаций и проявлений «непарадности» учащихся – побеги, криминальное поведение, жалобы учащихся в  пределах внутрисистемного и внешнего управленческого контура. Обоснованы выводы о том, что обновление происходило преимущественно на низших и региональных уровнях системы Государственных трудовых резервов, носило вынужденный и  «реактивный» характер и  в конечном итоге способствовало гуманизации системы, ее медленной трансформации из мобилизационно-приказной в учебно-производственную. 

Научная новизна. Впервые поставлена проблема влияния проявлений «непарадного портрета» учащихся на потенциал обновления системы Государственных трудовых резервов. 

Теоретическая значимость. Результаты исследования могут быть применены при исследовании эволюции системы профессионально-технического образования.


Для цитирования:

Захаровский Л. В., Ларионова М. Б., Заглодина Т. А., Разинков С. Л. «Непарадный портрет» учащихся системы Государственных трудовых резервов CCCР как потенциальный фактор ее обновления // Профессиональное образование и рынок труда. 2024. № 4. С. 114–129. https://doi.org/10.52944/PORT.2024.59.4.008