кандидат исторических наук, доцент
Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург)
Введение. Динамика вызовов и рисков, с которыми сталкивается система профессионального образования России, требует поиска ответов на них в более широком контексте, включающем ее собственный исторический опыт.
Цель. Актуализировать особенности советского опыта оценки содержания деятельности педагогических работников системы профессионального образования.
Методы. Анализ научных публикаций и исторических источников в сфере профессионального образования и труда с применением историко-генетического и системного методов, обобщение и систематизация полученных выводов.
Результаты. Проанализированы экспертные мнения, зафиксированные в отечественных публикациях и архивных материалах 1970–1980-х гг. Определены причины относительного отставания оценки социально-значимых результатов обучения в позднесоветский период от профессиональных, выявлены подходы к решению этой проблемы, намеченные в ходе деятельности Всесоюзной отраслевой научно-исследовательской лаборатории «Проблемы оптимизации подготовки инженерно-педагогических кадров», обозначены возможные пути их актуализации в направлении учета формирования социально значимых компетенций выпускников.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в процессе модернизации системы подготовки и оценки профессионально-педагогических кадров России. Финансирование. Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ «Разработка модели формирования и совершенствования навыков педагогических кадров, включая разработку методологии современной оценки профессиональной компетентности педагогических работников системы СПО на основании мониторинга образовательной сферы и рынка труда» (прикладное исследование, № 073-00104-22-01).
Проблема «текучести» индустриальных кадров в конце 1940-х гг. имеет существенное значение для изучения выбора пути развития послевоенного советского общества, поэтому ее отдельные аспекты неоднократно привлекали внимание исследователей. Цель настоящей статьи – исследовать два варианта предложений по решению проблемы текучести кадров, исходивших от Министерства трудовых резервов СССР и Госплана. С использованием сравнительно-исторического и системного методов определены различия в подходах к ее решению, показано, что судьба проектов в значительной степени определялась тенденциями ситуативной борьбы в советском руководстве. Результаты исследования могут быть полезны в процессе изучения истории (в том числе истории профессионального образования) второй половины 1940-х гг.
Введение. Создание системы Государственных трудовых резервов в 1940-е гг. сопровождалось формированием официального образа – «парадного портрета» ее учащегося. Любые отступления от официального образа, представляющие в совокупности «непарадный портрет», превращались не просто в частные девиации, а в социально-политический феномен, угрожавший важнейшим технологиям социального управления.
Цель. Охарактеризовать механизмы реализации и ограничения потенциала обновления системы Государственных трудовых резервов в 1940–1950-е гг., исходя из проявлений «непарадного портрета» учащихся.
Методы. Методология исследования основывается на теории модернизации и акторном подходе, связанном с деятельностью образовательной бюрократии по формированию новых социальных практик и отношений. При характеристике взаимодействия образовательной бюрократии с учащимися трудовых резервов использовалась концепция О. Л. Лейбовича о социальных конвенциях, обеспечивающих сосуществование в коллективе людей, ориентирующихся на разные ценности.
Результаты. Рассмотрены основные типы девиаций и проявлений «непарадности» учащихся – побеги, криминальное поведение, жалобы учащихся в пределах внутрисистемного и внешнего управленческого контура. Обоснованы выводы о том, что обновление происходило преимущественно на низших и региональных уровнях системы Государственных трудовых резервов, носило вынужденный и «реактивный» характер и в конечном итоге способствовало гуманизации системы, ее медленной трансформации из мобилизационно-приказной в учебно-производственную.
Научная новизна. Впервые поставлена проблема влияния проявлений «непарадного портрета» учащихся на потенциал обновления системы Государственных трудовых резервов.
Теоретическая значимость. Результаты исследования могут быть применены при исследовании эволюции системы профессионально-технического образования.