В статье отмечается, что при осуществлении новой государственной политики в области воспитания подрастающего поколения целесообразно учитывать исторический опыт организации воспитательной деятельности в учебных заведениях системы Государственных трудовых резервов СССР в 1940–1950-е годы. В работе выявлены и структурированы фундаментальные принципы организации идейного, военно-патриотического и физического воспитания молодежи: наличие стержневой воспитательной идеи; непрерывность воспитательных усилий на протяжении всего срока обучения; комплексный характер воспитательной деятельности; выделение ограниченного круга приоритетных задач; активное вовлечение в воспитательную работу в системе Государственных трудовых резервов комсомола. Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что некоторые принципы и отдельные содержательные элементы модели воспитания учащихся системы Государственных трудовых резервов можно использовать сегодня при разработке современной концепции воспитания российской молодежи.