ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РЫНОК ТРУДА
ISSN 2307-4264 (Print) ISSN 2712-9268 (Online)

Проблема гармонизации представлений об образовании взрослых в контексте проектирования андрагогических технологий


Введение. Выбор подходов к  отбору и  проектированию технологий образования взрослых осложняется рядом ключевых противоречий, накопившихся в ходе развития представлений об  андрагогике. Для их  преодоления целесообразно провести анализ научных данных о проблеме и обобщить представления о ключевых параметрах результативности образования взрослых, о возможных подходах к практическому применению существующего андрагогического знания. 

Цель. Выявление научно-методических оснований для отбора и проектирования технологий образования взрослых для последующего создания моделей реализации андрагогических практик с использованием цифровых средств. 

Методы. Использованы методы обобщающего анализа содержания научных и научно-методических источников о подходах к отбору и проектированию технологий образования взрослых. 

Результаты. Систематизирована информация о  различных подходах к  решению проблем современной андрагогики, ключевых дефицитах научных представлений; охарактеризовано противоречие между внешним заказом на обучение взрослого человека и  удовлетворением его собственных образовательных потребностей. Сформулированы предположения о  возможности гармонизации представлений разных участников андрагогически значимых отношений, о ее ходе и результатах. 

Научная новизна. Выявлено, что современную трансформацию комплекса противоречий, как появляющихся в последние годы, так и описанных ранее специалистами в области образования взрослых, можно представить в виде двух несводимых воедино проекций. Одну из них предложено назвать «оптикой соответствия», другую – «оптикой непрерывного образования». Удержание обеих проекций (оптик) предложено рассматривать как функционал специалистов-практиков, организующих обучение и разрабатывающих программы. 

Практическая значимость. Приведенные в статье данные могут быть использованы разработчиками основных и  дополнительных образовательных программ, организаторами образования взрослых, проектировщиками андрагогически значимого содержания и методов.


Для цитирования:

Родичев Н. Ф., Есенина Е. Ю., Дулаева З. К. Проблема гармонизации представлений об образовании взрослых в контексте проектирования андрагогических технологий // Профессиональное образование и рынок труда. 2025. № 2. С. 6–23. https://doi.org/10.52944/PORT.2025.61.2.001