Введение. Выбор подходов к отбору и проектированию технологий образования взрослых осложняется рядом ключевых противоречий, накопившихся в ходе развития представлений об андрагогике. Для их преодоления целесообразно провести анализ научных данных о проблеме и обобщить представления о ключевых параметрах результативности образования взрослых, о возможных подходах к практическому применению существующего андрагогического знания.
Цель. Выявление научно-методических оснований для отбора и проектирования технологий образования взрослых для последующего создания моделей реализации андрагогических практик с использованием цифровых средств.
Методы. Использованы методы обобщающего анализа содержания научных и научно-методических источников о подходах к отбору и проектированию технологий образования взрослых.
Результаты. Систематизирована информация о различных подходах к решению проблем современной андрагогики, ключевых дефицитах научных представлений; охарактеризовано противоречие между внешним заказом на обучение взрослого человека и удовлетворением его собственных образовательных потребностей. Сформулированы предположения о возможности гармонизации представлений разных участников андрагогически значимых отношений, о ее ходе и результатах.
Научная новизна. Выявлено, что современную трансформацию комплекса противоречий, как появляющихся в последние годы, так и описанных ранее специалистами в области образования взрослых, можно представить в виде двух несводимых воедино проекций. Одну из них предложено назвать «оптикой соответствия», другую – «оптикой непрерывного образования». Удержание обеих проекций (оптик) предложено рассматривать как функционал специалистов-практиков, организующих обучение и разрабатывающих программы.
Практическая значимость. Приведенные в статье данные могут быть использованы разработчиками основных и дополнительных образовательных программ, организаторами образования взрослых, проектировщиками андрагогически значимого содержания и методов.