доктор педагогических наук
Федеральный институт развития образования РАНХиГС
Российская академия образования
(Москва)
Предмет. Возрастающие требованиями к квалификации педагогических кадров определили тему данной статьи — изучение особенностей и механизмов кадрового обеспечения региональной системы СПО. В статье проанализированы промежуточные результаты «Исследования процессов трансформации системы среднего профессионального образования (СПО) в условиях неравномерности социально-экономического развития субъектов Российской Федерации» (п. 3 «Разработка моделей кадрового обеспечения СПО и ПО в зависимости от социально-экономического развития субъектов Российской Федерации»), проведенного сотрудниками Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС.
Цель. Разработка моделей кадрового обеспечения СПО и ПО в зависимости от социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на основе анализа общих требований к кадровому обеспечению региональной системы СПО и путей получения педагогических квалификаций в СПО.
Методы. Сбор данных из открытых официальных источников, анализ научных публикаций, опрос руководителей образовательных организаций из десяти регионов России, обобщение и систематизация полученных выводов.
Результаты. Выявлены противоречия между высокими требованиями к квалификациям педагогов СПО и объективными условиями для получения квалификаций такого уровня, которые должны быть учтены при разработке региональных моделей кадрового обеспечения.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при формировании и развитии региональных систем ДПО педагогов среднего профессионального образования.
Введение. Нарастающие и разноплановые требования к квалификации педагогических кадров среднего профессионального образования определили предмет данной статьи – возможные решения проблемы перечня необходимых навыков педагогических работников профессиональных образовательных организаций.
Цель. Проанализировать разные подходы к формированию перечня навыков педагогов СПО и предложить пути решения проблемы повышения качества системы подготовки и профессионального развития педагогических работников российских колледжей и техникумов.
Методы. Анализ научных публикаций, документов в сфере образования и труда, обобщение и систематизация полученных выводов.
Результаты. Выявлены разные подходы к формированию перечня необходимых педагогу СПО навыков, характеризующие не конкретные педагогические квалификации, а педагогическую деятельность в целом, либо идеальный обобщенный портрет современного педагога, что затрудняет применить предлагаемые перечни навыков в системе подготовки педагогов и их профессионального развития, в совершенствовании процедур оценки профессионально-педагогических квалификаций. Предложен подход функционального анализа и уровневого описания требований профессионально-педагогической деятельности с последующим разделением на конкретные квалификации. Подход позволяет обеспечить подготовку, профессиональное развитие, карьерный рост педагогов СПО и объективную оценку их квалификации.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при формировании и развитии современной системы подготовки профессионально-педагогических кадров и ДПО педагогов среднего профессионального образования.
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Минпросвещения России в рамках государственного задания «Разработка модели формирования и совершенствования навыков педагогических кадров, включая разработку методологии современной оценки профессиональной компетентности педагогических работников системы СПО на основании мониторинга образовательной сферы и рынка труда» (прикладное исследование), № 073-00104-22-01.
Введение. В связи с введением санкций и развитием импортозамещения на российских предприятиях меняется не только номенклатура используемого оборудования, но во многих случаях и технологические процессы. Это серьезный вызов для системы СПО, которая вынуждена учитывать эти явления и подстраиваться под новые экономические условия.
Цель: охарактеризовать степень готовности российских образовательных организаций, реализующих программы СПО, к решению задач по обновлению технологий и замещению импортного оборудования на основе данных, полученных в ходе эмпирического исследования.
Методы. Сбор эмпирических данных проводился с использованием электронной формы опросника, включавшего 22 закрытых вопроса. Обработка полученных первичных результатов проводилась на основе кластерного анализа.
Результаты. Выявлена низкая степень готовности профессиональных образовательных организаций к решению задач импортозамещения в контексте достижения Российской Федерацией технологического суверенитета. Вклад предприятий-работодателей в процесс обновления оборудования в образовательных организациях оказался значительно меньше ожидаемого. Использование образовательной организацией тех или иных управленческих стратегий слабо влияет на качество ее материально-технического обеспечения. Ведущую роль играет наличие в регионах источников финансирования и доступ к ним организаций СПО.
Научная новизна. Уточнены характер и степень влияния различных факторов на результативность процессов обновления оборудования и импортозамещения в образовательных организациях, реализующих программы СПО. Охарактеризованы различия в условиях и управленческих стратегиях, используемых образовательными организациями для решения задач материально-технического обеспечения (диверсификация каналов финансирования, сотрудничество с работодателями, планирование импортозамещения, подготовка кадров).
Практическая значимость. Определен комплекс условий и управленческих стратегий, обеспечивающих повышение эффективности процессов обновления оборудования и импортозамещения. Выявлены актуальные проблемные зоны в управлении материально-техническим обеспечением системы СПО на современном этапе.
Ведение. Анонсированные Минпросвещением планы разработать к осени 2024 года новую стратегию развития образования актуализируют проблему прогнозирования развития системы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Цель. Разработка методологии прогнозирования готовности системы среднего профессионального образования к решению задачи обеспечения экономики в квалифицированных кадрах.
Методы. Использованы методы сравнительного и обобщающего анализа научных публикаций о подходах к прогнозированию и его практиках в России и за рубежом, экстраполяции данных, моделирования, теоретического и кластерного анализа, синтеза и концептуализации.
Результат. Представлена концепция прогнозирования развития системы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, включающая типы данных и параметры, используемые для прогнозирования, его этапы, методы работы с данными.
Научная новизна состоит в обосновании путей использования инструментов аналитики больших данных (прогнозной аналитики) для управления развитием системы профессионального образования.
Практическая значимость. Предложен инструментарий прогнозирования и алгоритмы его использования для управления развитием системы СПО: средства прогнозной аналитики, требования к данным, используемым в системе прогнозной аналитики, этапы прогнозирования и условия эффективности его результатов.