ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РЫНОК ТРУДА
ISSN 2307-4264 (Print) ISSN 2712-9268 (Online)

Межкультурные кейсы в профессиональном образовании: эволюция структуры и проблемного поля


Введение. Статья посвящена анализу аутентичных кейсов с межкультурным компонентом, применяемых в  обучении навыкам межкультурной коммуникации на этапе профессионального образования. Актуальность темы обусловлена растущей популярностью кейс-метода в  реализации программ высшего образования, а также потребностью в разработке соответствующих подходов и материалов для его применения в рамках конкретных образовательных дисциплин. 

Цель. Выявить ключевые отличия межкультурных кейсов от  других разновидностей учебных кейсов, уточнить их дидактический потенциал в обучении иностранному языку на этапе профессионального образования, а также на основе анализа аутентичных межкультурных кейсов продемонстрировать, как менялась их структура и проблемное поле в период с конца 1980-х гг. по настоящее время. 

Методы. В работе нашли применение такие методы исследования, как анализ научной и методической литературы, периодизация, сопоставление. 

Результаты. Проанализировав более 300 аутентичных межкультурных кейсов, авторы приходят к выводу, что в структурном плане межкультурные кейсы усложняются и  интегрируют различные педагогические инструменты (ролевую игру, презентацию, письменное задание и  т. д.). Выявленное в  ходе анализа расширение проблемного поля межкультурных кейсов свидетельствует об  их безусловной погруженности в социально-исторический контекст: кейсы отражают именно те  аспекты межкультурного взаимодействия, которые авторы считают наиболее типичными и наиболее острыми для текущего исторического момента. 

Научная новизна. Уточнены дискурсивные характеристики межкультурных кейсов. Проанализирована эволюция их структурной и содержательной специфики. 

Практическая значимость. Представленные выводы и рекомендации могут оказаться востребованными в  практике преподавания всех вузовских дисциплин, в сферу интересов которых входят вопросы межкультурной коммуникации.


Для цитирования:

Скворцова И. А., Никифорова М. В., Шмурыгина О. В. Межкультурные кейсы в профессиональном образовании: эволюция структуры и проблемного поля // Профессиональное образование и рынок труда. 2025. № 2. С. 24–40. https://doi.org/10.52944/PORT.2025.61.2.005