ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РЫНОК ТРУДА
ISSN 2307-4264 (Print) ISSN 2712-9268 (Online)

Влияние личностных факторов на профессиональную самоидентификацию студентов педагогических вузов (на примере подготовки бакалавров профиля «Безопасность жизнедеятельности»)


Введение. В условиях сохраняющегося дефицита педагогических кадров и роста среднего возраста учителей в  России особую актуальность приобретает проблема формирования устойчивой профессиональной самоидентификации у будущих преподавателей. Несмотря на меры государственной поддержки – развитие педагогических классов, предоставление бюджетных мест в профильных вузах – выбор педагогической профессии выпускниками не  является гарантированным. Одним из ключевых факторов, способствующих осознанному вхождению студентов в профессиональное сообщество, является развитие их профессиональной самоидентификации еще в период обучения. 

Цель. Выявление личностных факторов, влияющих на изменение профессиональной самоидентификации студентов педагогического университета, обучающихся по программе «Безопасность жизнедеятельности». 

Методы. Эмпирическая часть исследования основана на опросах с использованием комплекса из  трех методик: опросник профессиональных склонностей Л. Йоваши (в модификации Г. Резапкиной), диагностический тест «Профессиональная идентичность / маргинализм» Е. Ермолаевой, опросник профессиональной готовности (ОПГ-6) Л. Карбадовой. Для анализа полученных данных использовались методы математической статистики. 

Результаты. Выделен ряд личностных качеств, влияющих на  профессиональную самоидентификацию студентов, и  значимость каждого из  них. Продемонстрированы возможности использования определенных личностных факторов для формирования профессиональной идентичности студентов, выделены проблемные зоны, такие как низкий уровень связи между некоторыми теоретически значимыми факторами и динамикой изменения профессиональной самоидентификации в реальности, предложены возможные пути их решения. 

Научная новизна. Результаты исследования позволили предметно рассмотреть профессиональную самоидентификацию студентов педагогических университетов и выделить ряд личностных факторов, влияющих на нее, в том числе обучающихся по профилю «Безопасность жизнедеятельности». 

Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы преподавателями педагогических вузов для определения вектора личностно-ориентированной работы со студентами.


Для цитирования:

Зеер Э. Ф., Хадыко А. В. Влияние личностных факторов на профессиональную самоидентификацию студентов педагогических вузов (на примере подготовки бакалавров профиля «Безопасность жизнедеятельности») // Профессиональное образование и рынок труда. 2025. № 3. С. 165–180. https://doi.org/10.52944/PORT.2025.62.3.011