ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РЫНОК ТРУДА
ISSN 2307-4264 (Print) ISSN 2712-9268 (Online)

Нейротехнологии и развитие субъектности студентов и преподавателей в инклюзивном образовании


В статье рассматриваются результаты и последствия внедрения смарт- и нейротехнологий в инклюзивное образование. Цель работы — изучить их влия- ние на развитие субъектности студентов и преподавателей, применяющих цифро- вые технологии. Новизна исследования заключается в попытке интегративно осмыслить соци- ально-психологические проблемы нейрообразования, связанные с внедрением и применением систем искусственного интеллекта в инклюзивном образователь- ном процессе, в рамках которого формируется и развивается субъектность. Изучение подводных камней нейрообразования необходимо для осмысления результатов воздействия цифровых технологий на становление и развитие обу- чающихся и педагогов как субъектов воспитательно-образовательного процесса. Варианты преобразования инклюзивного образования и его субъектов должны рассматриваться в контексте изменения ценностей, целей, концептов и концеп- ций, которые определяют и трансформируют взаимоотношения человека с собой и окружающим миром. Результаты исследования показали, что нейротехнологии вызывают серьезные изменения в инклюзивном образовании, влияют на отношение человека к себе и окружающему миру и в конечном итоге могут привести к потере субъектности. Соответственно, их использование подразумевает высокую культуру инклюзив- ного образовательного процесса, развитие человеческих и профессиональных качеств педагогов и обучающихся. Нейрообразование может сыграть существен- ную роль в становлении и совершенствовании человека как субъекта при условии формирования нейросреды в контексте цифровой и общечеловеческой культуры.

Для цитирования:

Гриднева С. В., Хотеева Р. И., Тащёва А. И., Сетяева Н. Н., Арпентьева М. Р. Нейротехнологии и развитие субъектности студентов и преподавателей в инклюзивном образовании // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 4. С. 73–87. https://doi.org/10.52944/PORT.2021.47.4.005