Аннотация:
В статье рассматриваются результаты и последствия внедрения смарт- и нейротехнологий в инклюзивное образование. Цель работы — изучить их влия-
ние на развитие субъектности студентов и преподавателей, применяющих цифро-
вые технологии.
Новизна исследования заключается в попытке интегративно осмыслить соци-
ально-психологические проблемы нейрообразования, связанные с внедрением
и применением систем искусственного интеллекта в инклюзивном образователь-
ном процессе, в рамках которого формируется и развивается субъектность.
Изучение подводных камней нейрообразования необходимо для осмысления
результатов воздействия цифровых технологий на становление и развитие обу-
чающихся и педагогов как субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Варианты преобразования инклюзивного образования и его субъектов должны
рассматриваться в контексте изменения ценностей, целей, концептов и концеп-
ций, которые определяют и трансформируют взаимоотношения человека с собой
и окружающим миром.
Результаты исследования показали, что нейротехнологии вызывают серьезные
изменения в инклюзивном образовании, влияют на отношение человека к себе
и окружающему миру и в конечном итоге могут привести к потере субъектности.
Соответственно, их использование подразумевает высокую культуру инклюзив-
ного образовательного процесса, развитие человеческих и профессиональных
качеств педагогов и обучающихся. Нейрообразование может сыграть существен-
ную роль в становлении и совершенствовании человека как субъекта при условии
формирования нейросреды в контексте цифровой и общечеловеческой культуры.
Ключевые слова:
нейрообразование, нейротехнологии, инклюзивное образование, искусственный интеллект, цифровое обучение, цифровая культура, смарт-образование, субъектность, трансгуманизм
DOI:
10.52944/PORT.2021.47.4.005