кандидат педагогических наук
Уральский железнодорожный техникум (Екатеринбург)
Введение. Успешность социально-экономического развития страны и региона определяется кадровым потенциалом, на повышение которого работает в том числе система профессиональной ориентации. С 2018 года после акцентирования внимания президентом страны на этом сегменте общего образования наблюдаются существенные трансформации, требующие научного осмысления и анализа. Пятилетний срок является достаточным, чтобы оценить произошедшие изменения в подходах к профориентационной работе и наметить перспективы их дальнейшего развития.
Цель. Обосновать перспективность модели фонового профессионального самоопределения в профессионально-ориентированной образовательной среде.
Методы. В работе использовались методы ретроспективного анализа, теоретического моделирования, синтеза, обобщения и сравнения.
Результаты. Представлены тенденции и перспективы развития профессиональной ориентации школьников, в том числе в виде авторской модели фонового профессионального самоопределения в профессионально-ориентированной образовательной среде.
Научная новизна. Проведен анализ актуальных подходов и моделей профессиональной ориентации школьников в разрезе пятилетней ретроспективы. Предложена модель фонового профессионального самоопределения в профессионально-ориентированной образовательной среде.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы специалистами в области управления образованием при разработке комплексных региональных программ профессиональной ориентации в системе общего образования.