кандидат экономических
наук
Екатеринбургский экономико-технологический колледж, Екатеринбург, Россия
Введение. Модель оценки компетентности педагогов оказывает прямое влияние на результативность и эффективность работы всей системы образования. В настоящее время в педагогической науке определены методологический подход к содержанию и процедуре оценки компетентности педагогов образовательных организаций и методологический ориентир, характеризующий специфику педагогического труда в сфере профессионального образования. На эту специфику должна ориентироваться и оценка компетентности педагогов профессиональных образовательных организаций. Однако обсуждение используемых на практике и предлагаемых в публикациях инструментов процедуры оценки свидетельствует о проблематичности отбираемых для нее методологических оснований.
Цель. Осмысление причин проблематичности методологических оснований оценки компетентности педагогов профессиональных образовательных организаций и аргументация в пользу тех оснований, которые бы привели к консенсусу всех заинтересованных субъектов.
Методология исследования – сравнительно-аналитический обзор, критическое переосмысление методологических оснований современных теории и практики оценки компетентности педагогов профессиональных образовательных организаций.
Результаты. Признанный сегодня перечень методологических оснований оценки компетентности педагогов профессиональных образовательных организаций весьма широк. Тем не менее он заслуживает дополнения учетом результатов включенного (имманентного) мониторинга сферы профессионального образования и рынка труда, получаемых с использованием научно обоснованных методов обработки и интерпретации имплицитных, латентных данных и «слабых» сигналов и корреляции с ними цифрового трекинга профессиональной активности педагогов и мэтчинга их навыков.
Научная новизна. Определены направления дальнейшего совершенствования теории и практики оценки компетентности педагогов профессиональных образовательных организаций.
Практическая значимость заключается в продвижении поддержанных разработок и возможности их применения при оценке компетентности педагогов профессиональных образовательных организаций как объектов и субъектов включенного
(имманентного) мониторинга сферы профессионального образования и рынка труда.
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках выполнения государственного задания по научному проекту «Разработка модели формирования и совершенствования навыков педагогических кадров, включая разработку методологии современной оценки профессиональной компетентности педагогических работников системы СПО на основании мониторинга образовательной сферы и рынка труда» (прикладное исследование, № 073-00104-22-01).
Введение. В последние годы наблюдается рост интереса к вопросам институциональной памяти и символической хронологии, в том числе в установлении Дня среднего профессионального образования (СПО), официально закрепленного Указом Президента РФ от 25 июля 2022 г. и ежегодно отмечаемого 2 октября. Предложение отпраздновать в 2025 году юбилей СПО, приуроченный к 85-летию со дня выхода Указа Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах» от 2 октября 1940 г., вызывает определенные историко-терминологические вопросы.
Цель – осмыслить феномен выбора календарной даты отмечаемого события в контексте социокультурной истории страны.
Методологией осмысления служат структурно-функциональный подход к социокультурным процессам, апофатическая парадигма и источниковедческие основания анализа, актуализирующие потенциал метода экспликации значений.
Результат. Модель профессионального образования (ПО), ориентированного лишь на кадровое обеспечение рынка труда, адаптацию к нему, требует однозначной хронологии, определенных точек отсчета и периодизации процессов, четко и навсегда зафиксированных поводов к праздникам. Модель ПО, ориентированного на роль катализатора развития экономики, многовариантна, неоднозначна как в отношение наличной структуры рынка труда и институциональной структуры экономики, так и в хронологии, которая разнонаправленна и несводима к общему знаменателю.
Научная новизна – в объяснении причин полихронии на примере социального реагирования на события истории отечественного ПО.
Практическая значимость – в мотивации к осмысленному празднованию.